На днях первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов сообщил, что аэропорты Кыргызстана, в том числе два крупнейших – «Ош» и «Манас», планируется отдать под внешнее управление.
Как обычно в Кыргызстане, всё обставлено красивыми словами: «инвестиции», «хаб», «международные стандарты». При этом надо понимать, что ОАО «Международный аэропорт Манас» это одно из немногих на сегодняшний день прибыльных предприятий в государственной собственности, которое худо-бедно позволяет наполнять нищий бюджет. Помогать в реализации проекта будет помогать Международная финансовая корпорация (IFC).
Вообще-то в нормальной ситуации всякое решение принимается логически: сначала рассматривается – есть ли проблема, которую попытались решить и не смогли. Затем рассматриваются пути решения проблемы и после анализа принимается решение – каким образом проблема будет решаться.
В данной ситуации всё наоборот – телегу поставили впереди лошади. Ещё непонятно в чём состоит проблема и какие пути решения проблемы, а уже обнародовано «лекарство». Лекарство нехитрое и хорошо знакомое с 1993 года когда начался «шухер» по афере века – Кумтору, которую акаев (мы намеренно пишем его не с заглавной буквы – не заслужил) пропихнул всеми правдами и неправдами, вполне возможно в своих узкокорыстных интересах или по простой глупости (неважно), ограбив на 40 лет вперёд весь народ Кыргызстана.
Приоритетная цель – создание некоего «хаба», рост пассажирских перевозок на 30-40%. Заявления поражают своей малограмотностью и полным отсутствием попытки хоть какого-либо анализа. Что называется приплыли товарищи, ответственные за проект люди ничего не знают и ничего не хотят. Всё за них сделает IFC – в чьих интересах это уже вопрос. Лень, тупость и безынициативность уже давно стали визитной карточкой отечественных чиновников.
Ранее мы уже рассматривали примеры Украины и Аргентины, пытавшихся и пытающихся спихнуть народное добро то ли в доверительное управление, то ли в концессию – ничего из этого не получилось, никакие добрые инвесторы не пришли и не сотворили сияющий град на холме из разваливающегося хозяйства – оно и понятно, цель любого инвестора не в развитии проекта, а в извлечении максимальной прибыли. А в условиях столь нестабильных и коррумпированных стран как Украина или Кыргызстан (да
та же Аргентина) никакой серьёзный инвестор не будет вкладываться в длинные инвестиции, отдача от которых может ожидаться в течение более 10 лет.
Руководство аэропорта Манас уже провалило строительство второй взлётной полосы, не создана нормальная система топливозаправки, как в 20-40-е годы XX века самолёты заправляют грузовики-топливозаправщики, в то время как в развитых современных аэропортах всё делается по системе проложенных труб. Санузлы аэропорта Манас грязные и сломанные. Наш международный аэропорт больше похож на провинциальный автовокзал.
Являются ли эти проблемы нерешаемыми? – очевидно что нет. Их легко при желании можно решить и в рамках действующей формы собственности. Было бы желание. Вообще если посмотреть динамику роста пассажиропотока то мы увидим интересные данные: если 2018 год сравнить по числу пассажиров с 2012 – то мы увидим что рост составил 49%. То есть за 6 лет безо всякого разгосударствления пассажиропоток возрос даже больше чем хотят получить за следующие 5 лет в результате текущей сдачи в управление.
Если сравнить 2018 год с показателем 5-летней давности то цифра окажется уже скромнее – 14,5% за счёт спада 2018 года. Не проанализированы причины падения пассажиропотока, нам ничего не объясняют. Но даже невооружённым взглядом понятны причины: рост пассажиропотока упёрся в покупательную способность населения, дальше он будет зависть от роста благосостояния населения и от годовых и сезонных колебаний количества иностранных туристов и прочих гостей страны. По прочим гостям страны: инвесторам, студентам и.т.д. есть большие вопросы – тут скорее всего к нам в ближайшие годы не устремится потом желающих посетить Кыргызстан. И для их привлечения необходима не сдача аэропортов в доверительное управление, а подлинная борьба с коррупцией и подъём качества образования, медицины и.т.д. – вещи насколько же очевидные, настолько в наших условиях и фантастические и малодостижимые.
Как мы помним, после ухода американцев из аэропорта уже пытались сделать логистический грузовой хаб, так эта идея и была тихо забыта. Причины провала затеи не объяснены, а между тем это помогло бы дать пищу для размышлений какие перспективы в плане транзита имеются вообще.
Почему сейчас не идёт международный трафик в Бишкек? – причины этого директор Центра государственно-частного партнерства при Минэкономики, анонсировавший проект не объяснил. Просить каких-то расчётов у наших «экономистов» и вовсе уже стыдно – они же сказали, что IFC всё за них подсчитает и положит в раскрытый рот.
Вообще то разгосударствлению и приватизации должны подлежать в первую очередь убыточные объекты. Там где, частная инициатива действительно может придать второе дыхание, тут объект прибыльный – и непонятен мотив разгосударствления. Есть мнение, что это поможет бороться с «парашютистами», в виде родственников, друзей, знакомых депутатов и министров. Да действительно, до некоторой степени это может помочь, так как капиталист не будет терпеть некомпетентных и ненужных сотрудников и просто выставит их без лишних церемоний.
Но не стоит тешиться иллюзиями – самые «блатные» останутся при деле, так как каждому инвестору нужна покупка лояльности, чтобы можно было тихо вести свой бизнес, это всё будет заложено в затраты и в стоимость услуг, заплатит за это никакой не инвестор, а заплатит покупатель билета. Зачем нам нужен Российско-Кыргызский Фонд развития, если менеджмент Манаса не может взять там кредит на цели развития? Ведь иностранный инвестор будет делать то же самое: или создавать предприятие и привлекать средства инвесторов, или брать в долг заёмные средства. Никакое предприятие, управляющее аэропортом Франкфурта, Нью-Йорка или Амстердама и обладающее достаточным запасом собственных средств к нам не придёт, для них микроскопическая прибыль при огромных рисках в мутной бизнес-среде попросту неинтересна.
За время независимости предприятие аэропорт Манас стал кормушкой для родственников каждой власти, туда при всякой власти сажали «нужных» людей, которые могли нажиться ничего при этом особенно не делая. Какое-то минимальное количество самолётов всегда будет летать, можно и не заниматься развитием предприятия, а просто присваивать прибыль, назначать себе зарплаты и брать откаты за тендерные поставки.
Если ставить вопрос о продаже всего и вся, то нужно ставить вопрос и о пропорциональном снижении численности чиновничества, курирующего данный вопрос – зачем дармоеды-чиновники, если управлять уже нечем? Просто для перекладывания папок из одного угла в другой? Для запроса данных, которые инвестор и сам может обнародовать? Продали аэропорт Манас – снижайте численность работников в Минэкономики, Минтраспорта, Фонде по управлению государственным имуществом. Освободившиеся денежные ресурсы пойдут на удовлетворение других нужд.
А что если инвестор не выполнит обещаний – предусмотрены ли какие-то санкции? Возможны ли они в принципе – как воздействовать инвестора, находящегося в чужой юрисдикции кроме как забрать назад отработанное и выжатое досуха имущество? Кыргызстан - это не США и не Евросоюз, которые санкциями могут разорить любое предприятие в мире. Ни одного ответа при множестве вопросов.
Скорее всего в скором времени мы ответов не получим, так как никто из авторов идеи не задавал себе даже половины озвученных вопросов, не то что прорабатывал ответы.
Тимур Союнов
: 0