18 декабря Алмазбеку Атамбаеву официально вручили уведомление о подозрении в совершении убийства спецназовца при штурме его резиденции летом этого года. По мнению политологов, экс-главу государства КР ждёт длительное заключение. Всего А. Атамбаева обвиняют по 15 уголовным делам, в том числе в попытке насильственного захвата власти и коррупции, но главным теперь становится статья «Убийство». Неделей ранее госкомиссия по изучению расследований конфликта в селе Кой-Таш 7-8 августа возложила всю ответственность за эти трагические события на экс-президента.
В выводах отмечается, что «Атамбаев преднамеренно готовил насильственный захват власти и что ответственность за события в Кой-Таше полностью лежит на Атамбаеве и его сторонниках», а «действия
ГКНБ и МВД по принудительному приводу, несмотря на ошибки и просчеты, были основаны на Конституции и законах КР».
Тем самым комиссия поддержала версию, изложенную главами силовых ведомств. В частности, руководитель
ГКНБ Орозбек Опумбаев заявлял о том, что подследственный намеренно стремился к кровопролитию. «Атамбаев рассчитывал, что следующим шагом будет принудительный привод. Он держал на территории дома стариков, детей, платил им… Рассчитывал, что будут столкновения. Ему нужна была кровь. Чтобы совершить госпереворот, нужна была кровь – тогда он обвинил бы власть. Я официально заявляю о его умыслах», – заявил О. Опумбаев.
Между тем, находясь в СИЗО
ГКНБ, А. Атамбаев отказывается являться в суд, по словам его адвокатов, это связано с плохим здоровьем и нежеланием отвечать на вопросы участников процесса. Также экс-президент отказался проходить психолого-психиатрическую экспертизу. Подобную судмедэкспертизу также попросили пройти двух других фигурантов дела, сторонников Атамбаева – депутатов Ирину Карамушкину и Асель Кодуранову.
В интервью «Ритму Евразии» Ирина Карамушкина рассказала о причинах, по которым их вызвали пройти данную экспертизу.
– Прибыв в Республиканский центр психического здоровья, я спросила у одного из сотрудников об обязательности прохождения этой процедуры, – говорит И. Карамушкина. – Он ответил, что по закону можно и отказаться (кстати, накануне эти сотрудники для проведения экспертизы посещали в СИЗО экс-президента, он их послал куда подальше), но мы решили с А. Кодурановой пройти, нам и самим было интересно, как это происходит.
Думаю, что следствие, направив нас к психиатрической комиссии, хотели этим морально унизить или напугать, но это вызвало ещё большее раздражение у населения, все увидели насколько власть сама ничтожна в своём мщении и выгораживает себя всеми методами, чтоб уйти в дальнейшем от ответственности.
– Госкомиссия по изучению событий в Кой-Таше 7-8 августа возложила всю ответственность на экс-президента. Поскольку вы не согласны с их выводами, то в чём, по вашему мнению, комиссия ошибается?– Во-первых, уже сегодня один из членов этой комиссии (К. Сооронкулова) заявила о подлоге материалов. Во-вторых, как можно было назначить председателем комиссии вице-премьер-министра Жениша Разакова? Он же сам курирует силовой блок, и именно он контролировал процесс вооружённого штурма 7 августа и ареста Атамбаева. Разаков разве мог написать в заключении, чтобы его самого с руководителями
ГКНБ и МВД наказать и завести уголовное дело?
Вспоминая те события, хочется спросить, как вообще можно военным штурмом спецназа «Альфа» приводить свидетеля. А Атамбаев на то время был простым свидетелем. Кстати, все жалобы и обращения пострадавших местных жителей села Кой-Таш и Арашан были проигнорированы.
Я и депутат Кодуранова – мы живые свидетели того, как происходил штурм в первые минуты. Я лично сняла на телефон и сразу опубликовала это в соцсети «Фейсбук», прямо почувствовала, что потом они всю вину переложат на нас и Атамбаева. Так вот,
ГКНБ врёт, что они постучались в ворота, представились и попросили открыть. Когда я начала возмущаться и говорить, что это ложь, мне сразу ответили, «что я лукавлю»… Вся работа комиссии – это впустую потраченные деньги, время и ресурсы.
Затягивание процессаПо мнению политолога Марса Сариева, отказ Атамбаева проходить экспертизу, действительно, может быть связан с состоянием здоровья.
– Вероятно, это связано с тем, что, по сведениям турецких врачей, у Атамбаева есть какие-то проблемы с психикой, – полагает М. Сариев. – Эту информацию, в частности, в 2017 году озвучил нынешний глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Поэтому причина может быть именно в этом.
Экс-президент пользуется правом не давать показаний, не хочет являться в суд, всё это затягивает судебный процесс. А согласно законодательству, как заявлял его адвокат Слесарев, Атамбаева нельзя принудить пройти эту процедуру.
Само затягивание судебного процесса выгодно экс-президенту, но действующей власти хотелось бы поскорей поставить точку в этом деле, да и общество быстрей определилось бы со своими взглядами, кто хороший, а кто плохой в этой ситуации. Пока же власть теряет свой авторитет из-за постоянно появляющихся негативных новостей.
– Недавно по делу о коррупции при реконструкции Бишкекской ТЭЦ вынесли суровый приговор экс-премьер-министру Исакову и другим приближённым к экс-президенту. Значит ли это, что и самого Атамбаева ждёт суровый приговор?– Думаю, что да. По ТЭЦ судебный процесс вообще оставил много вопросов, в том числе к доказательной базе. В нём, конечно, возможно наличие коррупционной схемы, но во всяком случае чувствуется политический контекст. И сам Атамбаев это прекрасно понимает.
Сейчас идёт активное разбирательство по его делу. Было установлено, что погибший спецназовец был убит из снайперской винтовки Драгунова, которая ему принадлежит. Теперь осталось определить, кто именно из неё стрелял. При этом сам Атамбаев неоднократно заявлял, что стрелял именно он, хотя и старался ни в кого не попасть. Поэтому следствие старается подвести его под эту тяжёлую статью – убийство.
Всего экс-президент обвиняется уже по 15 статьям. Поэтому весьма вероятно, что ему грозит очень суровый приговор, возможно, даже пожизненное заключение.
– Как вы относитесь к докладу, который опубликовала госкомиссия по расследованию событий в Кой-Таше?– С самим докладом я ещё не успел ознакомиться, пока что читал только комментарии члена этой комиссии Клары Сооронкуловой, у которой сложилось особое мнение. Поэтому сложно судить об объективности этого документа. К тому же там есть нюансы по Равшану Жээнбекову и некоторым другим политикам. В связи с этим возникает вопрос, а нет ли здесь политического подтекста. Как попытка закручивания гаек и по другим делам.
Чувствуется, что власть заинтересована в политическом давлении на оппозицию, в том числе из-за опасений, что к весне-осени следующего года может обостриться ситуация в стране и поэтому побыстрей поставить точку в этих делах.
– Госкомиссия по расследованию событий в Кой-Таше определила, что спецназовец был убит из винтовки, которая принадлежит Атамбаеву. Значит ли это, что его посадят за убийство?– Давайте для начала перенесёмся обратно к тем летним событиям, которые привели к трагедии на территории дома экс-президента. Атамбаев не раз заявлял, что стрелял он сам лично. То есть это были его личные заявления, и вину он тоже брал на себя. Чего он хотел добиться этими заявлениями?
Понятно, что если человек уже сам позиционирует себя как преступника, который сам стрелял и оказывал вооружённое сопротивление, то какое ещё может быть развитие событий? Хотя у него и хватило ума не разжигать дальше это противостояние. В любом случае многие пострадали, одного из милиционеров, который получил тяжёлое ранение, с трудом спасли в московской больнице.
Поэтому даже если Атамбаеву удастся доказать, что он непричастен к вооружённому сопротивлению правоохранительным органам в Кой-Таше, он всё равно будет судим по другим статьям. И всё это случилось потому, что он решил сделать политическое шоу из своей неявки на допросы в качестве свидетеля. Мне сложно искать логику там, где её нет изначально.
– Прошёл уже второй антикоррупционной митинг с критикой действующей власти, помогают ли митингующие этим Атамбаеву?– Эти митинги идут в его пользу в том плане, что он тоже как бы критиковал режим за неправомерные действия. Поэтому некоторые требования на митингах были схожи с теми, которые озвучивал сам Атамбаев.
Однако, по моему личному мнению, главная причина этих митингов в том, что начинается кампания перед выборами в парламент. Помимо того, что нужно действительно расследовать коррупционные факты, что правоохранительные органы должны дать свою оценку этим фактам, главная причина всё-таки именно в политике.
Источник - ritmeuasia.org