Пожалуй, первая из них все еще сохраняющаяся - угроза термоядерного пожара. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты. Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, прочувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.
И заветы, ценности, идеалы, тонкие движения души все окажется бессильным перед разверстой пастью атомного чудовища. И это не мультипликационные «ужастики», не сказки-страшилки, а трезвая оценка наличного положения вещей.
Волнения в соседнем Казахстане, нестабильность в Венесуэле и в Гонконге, ситуация в Грузии и в Армении, опасное положение на таджико-афганской и афгано-туркменской границах, неугасающие войны в Сирии, на северо-востоке Украины, и на северных границах Афганистана могут стать запалом для всемирного войны, в которой не будет победителя. Сможет ли Кыргызстан противостоять этим внешним вызовам и угрозам?
Вторая угроза - надвигающаяся близость экологической катастрофы. Тонкая кожура земного шара, колыбель наша и обитель в опасности. История распорядилась так, что земная природа, наша экологическая ниша приходит в состояние нарастающей нестабильности. Отношение человек-природа по своей значимости начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения.
Экология должна стать первой парадигмой политики, главной определяющей наших экономических усилий, предметом первостепенного внимания отечественных идеологов и теоретиков. Есть индийская пословица, которая гласит: «Когда вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда вы поймете, что деньгами питаться нельзя». Мудрое, надо сказать, речение. К нему стоит прислушаться.
Третья угроза - опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность. Как только не оценивали его в долгой человеческой истории от древнекитайских философов - даосов «данный нам природный чехол» и как уверяет теологи - тело и душа. Тело - вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот наличный мир и оставляем наши бренные телесные останки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.
Расшатывание национального генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности. Это только первые напоминания о грозящих бедах.
Наконец, четвертая, не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности. Практически все так называемые «новые идеологии» испытывают сейчас тягостные затруднения, не могут даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Кыргызские политиканы на такие ответы самонадеянно претендуют, клянутся, что единственно верная истина у их хранятся «в депутатском кармане», но сколько-нибудь аргументированно, логически убедительно выполнить свои обещания и декларации они почему то не могут.
Вселенная страха и тревоги, беспокойство, пронизывающее все пласты нашего существования - это, пожалуй, одно из тех определений, которое могло бы характеризовать наше с вами время. Беззащитная, мечущаяся, хромающая мысль депутатов Жогорку Кенеша во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то уверенно предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философских концепций, в рамках которых можно было бы как то более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра.
Нет свежего взгляда на мир. Кыргызское общество как-то утратило смысл. Никто из отечественных философов не нащупал ныне путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Иногда говорят, что к нам пришли еще из XIX столетия две идеи, достойные быть названными глобальными идеями. Понимая, что это сильное упрощение, все же можно с таким утверждением согласиться. Одна идея - социалистическая, другая - научно-технологическая. Считалось, что опираясь на эти идеи, партии социал-демократического толка построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности.
Обе эти идеи сейчас как-то выцвели. И та и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия. Благородна была давняя исконная мечта людей об обществе справедливости, реального социального равенства, высокого человеческого достоинства, удовлетворения всех запросов - духовных и материальных. Эта идея социалистического преобразования.
Но увы. Не говоря уже об ее уродливом искажении в истории нашей страны и ряде других стран, пошедших за нами, она оказалась внутренне уязвима, ибо не смог опереться на реалии жизни, осталась на уровне благодушных надежд.
Есть самый простой расчет: если стандарт потребления 5 миллионов аутсайдеров поднять до уровня уже упоминавшегося нами «Золотого миллиарда», то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. При этом не надо забывать, что человечество к 2030 году как минимум удвоится. При существующих технологиях и потребительных ориентациях биосфера планеты этого просто не выдержит. Да при нынешнем техническом оснащении это и невозможно.
Но это же относится и к технократическому оптимизму, к идее о величии технического прогресса. Признано всеми, что техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в том состоянии, что опираться на них трудно. Можно спорить, да и должно спорить о том, имеют ли они будущее и как они должны быть модифицированы. В архив их сдавать не следует, но и бездумно полагаться на них ныне явно опасно.
Социал-демократическая идея в Кыргызстане поднимала на щит социальную справедливость, технократическая - экономическую эффективность. Их состыковка, сопряжение, органическое объединение на сегодня не удается. А новых - ярких, принципиальных, объединяющих идей наше время, увы, не породила. Такова судьба светских идей, научных и философско-социологических.
А мировые, да и местные религии, или эзотерические учения западных и восточных оттенков, как им и положено, зовут в «мир иной». Однако несмотря на внешнее обилие неорелигий (типа «мунизма» или «бахаизма»), многоликого сектантства в мировых религиях - принципиально новых идей в них нет. Все внешне выглядящее как «новации» - это лишь перелицовка традиционалистских, канонических положений, пришедших из прошлого, подчас очень давнего прошлого. И все кыргызское общество сейчас в каком-то идейном вакууме.
Таковы угрозы нашей национальное безопасности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм отчаиваться и жестоко драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем «оптимистам», которые во время крайне опасного политического противостояния со стороны бывшего президента Атамбаева утешают: граждане, не волнуйтесь, все утрясется.
Все мы стали как бы невольниками на корабле, где наша галера пропахла селедкой, на ней слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. .И все же. Не следует брасать весла. Главное - не отчаиваться. Не стоит прислушиваться к тем, кто кричит о конце света. Да, конечно, мы живем в трагическую эпоху. Но слишком многие путают трагическое с безнадежным. Можно уверенно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от Кыргызстана.
Первая такая предпосылка - это развертывание информационной цифровизации, биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоления преград к стабилизации регионов и всего кыргызского общества. Создание на ее основе некой цивилизации пока еще выявляется на уровне предпосылок. Контуры такой цивилизации хорошо различимы в политике действующего президента Сооронбая Жээнбекова. Но вместе с тем налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного кыргызского общества в обозримом будущем.
Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью. Какие бы скептические оценки ни высказывались по поводу современной большой науки - без нее никуда. Нам необходимо время для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой природы, которую мы открываем. Новое понимание мира, новые математические средства, новые физические и технические орудия - все это поможет понять наше время, нашу вселенную иначе, чем традиционно. Все это поможет нам создать новое видение мира и принять решения в соответствии с этим.
Вторая предпосылка - это возможность утверждения в качестве доминирующего типа хозяйства - социально защищенной экономики. Эта форма экономических отношений считает Сооронбай Жээнбеков сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации региональных связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Одинаково неправомерными показали себя как сверх- централизованная экономика, со всегосподствующей огосударствленной собственностью, в прошлом так и радикально-либеральное хозяйство с метанием эгоистичных хозяйчиков и надеждой на то, что немая автоматика рынка сама собой все расставит на места. Но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношения плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению наших региональных проблем.
Третья предпосылка - становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях в нашей стране. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками нашей истории. Революции, перевороты, кровь пронизывают все значимые события, проникают все родовое бытие кыргызского народа. Агрессивность становится неустранимым моментом человеческого поведения. Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, которая реально грозит нам в эти тревожные дни существования кыргызской государственности.
Вместе с тем многие масштабные мыслители от Махатмы Ганди и Чынгыза Айтматова до Мартина Лютера Кинга и Папы Римского полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не обязательно играют ведущую роль в человеческих и межличностных мотивациях. Над альтруистическими идеями Ганди и Кинга, над призывами Айтматова к ненасилию немало потешались, хихикали циники и приземленные прагматики. И сегодня есть немало тех, кто утверждает, что рост насилия - это определяющая тенденция действительности. Говорят, что нужен новый «межконфессиональный» и межкультурный мессия и только он разорвет вековое кольцо вражды и ненависти. Да, оставаясь на почве реальности, мы видим, что ненависть слепит как бывшего президента Алмаза Атамбаева, так и действующего президента С.Жээнбекова «образ врага» у них не исчезает.
Однако с немалыми издержками, через отступления и остановки, обязательно должна пробить себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поиска согласия, взаимоприемлемых решений во имя сохранения кыргызской государственности. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике президента страны Сооронбая Жээнбекова. Всеобщая уверенность в том, что «большие батальоны» всегда правы, упования на то, что только с помощью силы возможно изменить страну к лучшему, у Сооронбая Жээнбекова сменяется ориентацией на мирное решение даже самых острых государственных проблем.
Этика ненасилия из полуэкзотической, наивно-утопической конструкции должен стать одним из центральных моментов этической мысли действующего президента Сооронбая Жээнбекова и экс-президента Алмазбека Атамбаева. Как метко заметил доктор политологических наук Мэлс Табалдиев, «тот, который верит в ненасилие – тот политик глубоко верит в будущее».
«Сила лишь солому ломит» - говорит русская пословица. «Сила есть - ума не надо» - высказывание на уровне обыденной жизни. И высшие и низшие наши отечественные политики, вельможи государственные, чины военные, «авторитеты» криминальные, семейные деспоты - искони этим руководствовались.
Однако, времена меняются. На место грубой физической силы приходит нравственная, сила правды. И вот ныне со скрипом, но все же меняется стародавняя основная парадигма отечественной политики. Это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить конфликты, жестокие «разборки» ведущая к гибели
кыргызской государственности.
В это нелегко поверить, но в это надо верить, этого следует добиваться, к миру без права на политическое рейдерство, где средь белого дня забирать чужую партию надо стремиться с обоих конфликтующих сторон. Идеал ненасилия, о котором говорили многие - от Иисуса Христа до Ульянова-Ленина, может перестать быть манящей далекой целью, он может перестать быть идеалом и на деле превратиться в генеральный практический регулятив подлинных человеческих отношений именно в нашей стране, где есть позитивный пример мирной передачи власти. Этого никогда забывать не надо.
Четвертая предпосылка - это объединительные (эйкуменические) процессы нашей духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Социал-демократические лидеры нашей страны на мой взгляд должны стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.
Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время стоит на повестке дня, но они еще очень слабы, робки, не уверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов и реваншистов всех окрасок. И все-таки начался и идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.
1999 год Организация Объединенных наций объявляла годом, посвященным толерантности. Этот факт для Кыргызстана симптоматичен. Суть призыва к толерантности состоит в том, чтобы имеющиеся различия культур, социальных групп, политических и экономических группировок признать менее значительными, чем то, что единит всех людей планеты. Терпимость это признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание того, что кыргызское общество
многомерено, пестро и иным быть не может. А жить всем нам надо в этом мире и устранение нетерпимости, ксенофобии, самовлюбленного мессиан-ства - одно из главных условий жизни нашего общества в эти дни. Поэтому наступающий 2020 год в Кыргызстане я предложил бы объявить годом, посвященным толерантности.
Пятая предпосылка - это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция, уникальность каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни всех регионов на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются как международные, так и межрегиональные, экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных этносов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью современного кыргызского общества.
Широкие внутри миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок этнических групп друг у друга. «Диалог» культур превращается в многоголосый «полилог», попытки сохранения «изоляционизма» регионов встречаются все реже (хотя они и не исчезли).
Разумеется, всплеск регионализма, эгоистических страстей продолжают сотрясать кыргызский народ, но думается, что это уродливый зигзаг в новейшей истории Кыргызстана. Есть основания считать, что он недолговечен. Глубоко уверен, что устремленность к единству и целостности кыргызского народа будет довлеть изо дня в день, что полифония самобытного и общечеловеческого, их оптимальная связь пробьет себе столовую дорогу.
Последнее по счету, но не по значимости - намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы находимся в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности считают, что мы перед лицом новой вселенной, новой природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.
Монотонная логика некоторых депутатов Жогорку Кенеша, близкая к обыденному и примитивному мышлению, безграмотно охватывающая политическую ситуацию, мало учитывает ее нестандартные изменения. Точные очертания такого изменения сейчас еще не просматриваются и в команде нового правительства. Лишь в самом общем виде можно наметить траекторию подобных сдвигов в интеллекте Госадминистрации президента страны Сооронбая Жээнбекова.
Завершая изложение зримых надежд, скажу о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всенациональную солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными национальными ценностями защиты кыргызской государственности, не помноженное на идею блага кыргызского народа, не утверждающее справедливость может привести к окончательной гибели кыргызской государственности. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться.
Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы кыргызстанцы погружены.
Продолжение следует…
Калыс Ишимканов
: 0