Позиция Ташкента по членству в ОДКБ давно стала политическим анекдотом и инструментом пропаганды враждебных организации сил. Сейчас, когда мир становится все более и более опасным, пришло время переосмыслить узбекистанские аргументы за и против евразийского военного альянса.
Долгая дорога с извилинами
Пикантность отношениям ОДКБ и Узбекистана всегда прибавляло то обстоятельство, что так называемый Ташкентский пакт, то есть собственно положение о создании организации, был подписан именно в Ташкенте, столице республики в далеком 1992 году. Да-да, ОДКБ уже более 30 лет. И несмотря на то, что не проходило и года из этого тридцатилетия, когда организации не пророчили бы скорую и мучительную смерть, ОДКБ живет и, если не процветает, то чувствует себя вполне дееспособно. Тому свидетельство проходящие в эти дни учения ВС стран-участниц в Белоруссии, в которых, напомним, задействовано 2,5 тысячи военных и 500 единиц техники. Есть отчего томительно сжаться сердечной мышце у господ из Варшавы, хотя учения, разумеется, не направлены против нее, это всякий знает.
Неплохие обороты набирает и военно-техническое сотрудничество между странами-участницами организации. Кыргызстан под зонтиком ПВО, российским оружием комплектуются ВС республик, входящих в ОДКБ, ну а венцом военно-политической деятельности организации с полным основанием можно считать предотвращение скатывания Казахстана в кровавый хаос в январе 2022 года. Как бы ни неприятно было напоминание об этом некоторым политическим силам в республике – это медицинский факт; без ОДКБ сегодняшний Казахстан напоминал бы кадры из исторических фильмов о Чингисхане, которого в Астане помнят и чтут, но повторения означенных времен вряд ли хотели бы. Словом, слухи о смерти ОДКБ несколько преувеличены – что называется, не дождетесь.
Между тем в Ташкенте всегда смотрели на организацию со смешанным чувством недоверия, надежды, отношением как к предмету для торга или как к декоративному элементу постсоветского мироустройства. Богатый спектр, что ни говори. Впервые Узбекистан присоединился к Договору о коллективной безопасности в 1994 году, однако по истечении пятилетнего срока действия соглашения о членстве продлевать его не стали, то есть фактически вышли из организации. Напомним, что тогда Узбекистан вовсю дружил с США, в Ханабаде стояли американские самолеты, предназначенные для афганской авантюры, и в Ташкенте, вероятно, решили, что этого достаточно для гарантий безопасности республики. Ситуация вильнула хвостом в 2005, когда случились печальные события в Андижане. Дружба с США резко прекратилась, поскольку американцы потребовали от политических властей Узбекистана провести независимое расследование и ввели санкции. Не исключено, впрочем, что и сами андижанские события были инспирированы американцами, которые такие дела любят и умеют. Короче, янки вместе с их самолетами из Ханабада попросили. Узбекистан же совершает военно-политический вираж (не первый и, полагаем, не последний) и вновь входит в ОДКБ.
Но ненадолго. В 2012, когда пыль и кровь событий в Андижане улеглись и высохли, а США, понимая, что скоро грядет финальная схватка за Евразию, сменили санкционный гнев на милость, Узбекистан снова выходит из ОДКБ, приведя контрагентов в Москве в изрядное, скажем мягко, изумление. С этого времени республика провозглашает внеблоковость, что в переводе на язык реальной политики означает «будем сосать двух маток, а лучше трех, ведь под боком еще и Китай» - под первыми двумя, мы имеем в виду, понятно, Запад и Россию. Позиция интересная, но, как показывает практика, надолго не жизнеспособная.
В непогоду без зонта
На дворе 2023 год, мир трещит по швам и даже самым упоротым нейтральщикам становится ясно – внеблоковость как политический феномен, особенно если находишься в сердцевине потенциально очень жарких событий, можно повесить в красивой рамочке в деревенском нужнике, ибо пользы от нее никакой, а риски весомые – сожрут либо одни, либо другие. Похоже, в экспертной, а местами и политической среде Узбекистана начинают понимать, что мир вообще очень жесток и, если ты со всеми, то ты ни с кем, иначе говоря, находишься в стратегическом одиночестве.
А это весьма сомнительная позиция для страны, у которой и трений с ближайшими соседями хватает, и внутренних радикалов-террористов, которые могут устроить такое, что Андижан покажется цветочками, и география подкачала: 144 километра границы с пассионарным Афганистаном, для которого Амударья, разделяющая две страны – так, небольшой ручеек… Да еще и США шантажируют какими-то старыми векселями, образно выражаясь. Очень далеко от блистательной изоляции, скорее, напоминает дорогу по минному полю.
Отсюда и пока не громкие замечания с узбекистанской стороны, что ОДКБ – это не так уж и плохо, тем более опыт есть. Кто-то, правда, утверждает, что придется поступиться суверенитетом, так это чушь. Никто никакой суверенитет не требует. Согласовывать какие-то действия, да, брать на себя определенные обязательства, тоже да – так их все берут: и малые страны, и крупные, кроме США, разумеется. В сложившейся в регионе и в мире ситуации - а она только начинает наливаться грозой, самое интересное впереди – стоять на холодном ветру в гордом одиночестве и с внеблоковым статусом в виде мишени на груди будет очень неуютно. И недолго.
Источник информации
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном
Подробнее »
На 25.11.2024 | |
USD | 86,5000 |
EUR | 90,3449 |
CNY | 11,9347 |
KZT | 0,1737 |
RUB | 0,8477 |