Директор Института Конфуция Томского государственного университета, доцент кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук Артем Данков рассказал «ВЭС 24» о том, как развивается в соседних с Россией республиках система образования, каково российское влияние в этой сфере и насколько серьезна конкуренция с другими странами за влияние:
– Если говорить о регионе Центральной Азии и в целом о северной Евразии, то для нас довольно очевидно, что сейчас важна та идеология, та модель, которая даст нам всем толчок к очередному этапу модернизации. В этом контексте важным инструментом, безусловно, является образование. Образование как способ транзита и генерации знаний, транзита, трансфера и генерации технологии. Образование, на мой взгляд, один из очень важных вопросов для Центральной Азии.
Конечно, для региона сейчас наиболее важной задачей на ближайшие 10 лет является повышение качества человеческого капитала. Регион молодой: если посмотреть на постсоветское пространство, то на нем Центральная Азия – единственный регион, где население продолжает расти. Рост всех демографических показателей, преобладание молодежи, детей в семье больше, чем где бы то ни было, увеличение продолжительности жизни дают стабильный прирост населения в 1-2% в год.
На начало 2023 года население Центральной Азии составляло почти 80 млн. человек. За 30 лет после распада Советского Союза население увеличилось на 60%. Почти на 30 миллионов! И это при том, что существует масштабная миграция: люди уезжают на работу, в эмиграцию и так далее. Высокая доля молодежи порождает спрос на профессиональное обучение, на образование. И, к сожалению, при такой питательной почве для развития при большом количестве молодежи регион страдает от нехватки квалифицированных специалистов. Это серьезная проблема и, соответственно, ее нужно каким-то образом решать. Опять же практика показывает – это ни для кого не секрет – что национальные системы образования не справляются. Недаром в большей или меньшей степени в странах Центральной Азии представлены зарубежные вузы, а значительная доля молодежи Центральной Азии получает образование за рубежом. Цифры меняются, но речь идет о сотнях молодых людей, которые живут за пределами региона Центральной Азии.
От того, где и чему они обучаются, во многом и будет зависеть тот вектор, на который будут направлены интересы и устремления государств региона в будущем.
С точки зрения России приятно, что несмотря на все трудности Россия сохраняет лидерство в области подготовки кадров для региона. По последней статистике половина иностранных студентов, обучающихся в Российской федерации – уроженцы Центральной Азии. Это примерно 180 тысяч молодых людей. Пока у России есть преимущества: прежде всего, они связаны с географией и языковой близостью. Русский язык по-прежнему популярен в регионе, по-прежнему, это самый распространенный язык. Мы проводили исследования: как второй язык, как язык межнационального общения он активно используется как минимумом половиной населения региона и популярность его в последние годы, конечно, возрастает. И возрастает потому, что есть практические моменты: русский язык открывает доступ к образованию в России, открывает путь к российскому рынку труда, к технологическим решениям. И, соответственно, это позволяет использовать его в профессиональной, практической деятельности.
Какие еще направления с точки зрения образования были или являются популярными? Таких направлений, наверное, три. Первое – это условный Запад: европейские и американские университеты. В численном отношении они, конечно, по числу студентов из Центральной Азии уступают количеству студентов, которые обучаются в РФ. Но с точки зрения социального статуса, уровня дохода, конечно, значительная часть из тех, кто обучается за рубежом – люди элиты, люди, которые принимают участие в экономических и политических процессах. Действительно, западное направление важно, и если мы посмотрим на кадровый состав министров или руководителей крупных компаний Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, то значительная часть из них это люди, которые получили образование на Западе.
Второй вектор назовем китайским. Он был особенно популярен в десятые годы. До коронавируса… Это результат продуманной политики привлечения иностранных студентов. Об этом было заявлено еще в 2010 году и эти задачи выполнялись. На проекты выделялись значительные средства, были стипендиальные программы для иностранных студентов, в том числе, для ребят из Центральной Азии. Сейчас ситуация немножко изменилась в силу коронавирусных ограничений. Три года была пауза, но с этого года, я думаю, все будет меняться. Все будет зависеть от того, какие ресурсы Китай направит на поддержку системы привлечения иностранных студентов. Пока оценивать сложно, но факт остается фактом: одним из регулирующих центров в образовании является Китай. Но здесь есть две проблемы. Первая – китайский язык, потому что он для изучения достаточно сложен. Вторая – выделение средств на стипендиальные программы.
Помимо западного и китайского векторов на самом деле существует еще одно направление – азиатский вектор. Здесь я имею в виду все вузы стран Азии, которые являются интересными и привлекательными для ребят из Центральной Азии. Это Турция и арабские страны Персидского залива. Это и страны Юго-Восточной Азии – региона, которому мы не уделяем большого внимания, но на самом деле сотни ребят обучаются в вузах Малайзии, Сингапура, Индонезии. И есть восточноазиатский вектор – Южная Корея, которая является привлекательной, и Япония, которая выделяет определенное количество денег на это, правда, не очень большое.
Таковы основные векторы. Россия пока является лидером по интересу к образованию в регионе Центральной Азии. Но существуют и альтернативные направления, которые не менее популярны. Популярность эта такая волатильная, но, тем не менее, это серьезные конкуренты для российского образования.
Еще один очень важный момент, который зачастую упускают – это конкуренция внутрирегионального образования: стран региона и иностранного. Недаром сейчас все больше и больше возникает идей и проектов открытия филиалов зарубежных университетов на территории стран Центральной Азии. Это связано с тем, что борьба за человеческий капитал обостряется. Те выпускники, кто обучался в зарубежных вузах (не важно, о какой стране идет речь), остаются продолжать обучение и работать в этих странах и регион теряет активную, перспективную молодежь.
Если мы говорим о социально-экономической модернизации, то как раз задача образования – вот такая совместная работа, а не утечка мозгов. В последнее время этот тренд очень заметен – в последние 10-15 лет. Традиционно считалось так: экспорт образования – это хорошо и популярно. Но в какой-то момент пришло осознание того, что без поддержки системы образования вся эта образовательная миграция превращается в утечку мозгов. Об этом стал говорить Китай с 2010 года и об этом стали говорить страны Центральной Азии. Поэтому все больше и больше вузов пытаются создавать совместные программы, удерживая молодых людей у себя в стране.
Источник информации
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном
Подробнее »
На 25.11.2024 | |
USD | 86,5000 |
EUR | 90,3449 |
CNY | 11,9347 |
KZT | 0,1737 |
RUB | 0,8477 |