Запад продолжает давить на Узбекистан, стремясь ограничить его сотрудничество с Россией и Китаем. Насколько они реально могут повлиять на экономику Узбекистана, сможет ли наша страна и дальше удерживать курс многовекторности и равноудаленности от мировых центров принятия решений и будет ли эта политика актуальна в эпоху разрушающегося глобального мира и стремительной регионализации? На эти вопросы корреспонденту Podrobno.uz ответил заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики управления, директор АНО "Сибирское общество международных исследований", эксперт по Центральной Азии Денис Борисов.
"Международные отношения – это сложная система постоянного поиска равновесия, где все влияют на всех, но по-разному и в зависимости от времени, места и условий. Важным фактом современности является процесс становления нового баланса сил между Западом и Востоком, в котором ключевое значение определяют не США и КНР, а позиции стран Севера и Юга по отношению к американо-китайскому клинчу", – сказал он.
По его словам, базовых позиций может быть две. Первая – страна попадает под внешний контроль со всеми вытекающими негативными последствиями для своих общественных потребностей. Вторая – страна лавирует и проводит сложную дипломатию, обеспечивая более эффективное удовлетворение своих интересов. В первом случае, это выгодно для горстки компрадорской элиты, которая курирует внешнее управление, попутно обеспечивая личное обогащение. Во втором случае, требуется напряжение сил, налаживание функционирования социальных лифтов, эффективное государственное управление, гарантирующее справедливое распределение национального блага – в общем надо работать не на себя, а на будущие поколения.
"Сегодня западные партнеры проводят мобилизационную политику, пытаясь закрасить в нужный цвет как можно больше стран на мировой политической карте. В первую очередь они стараются усилить внешний контроль над государствами и международными институтами. При этом готовность выстраивать равноправные отношения с нейтральными странами пока слабо просматривается. Один высокопоставленный западный дипломат озвучил текущую внешнеполитическую формулу Запада как West or Rest – вы либо с нами, либо против нас", – рассказал собеседник.
Он также добавил, что главный козырь Запада – это неолиберальные политические и финансовые институты и рынки. Соответственно, если страна и ее ключевые хозяйствующие субъекты за последние тридцать лет имели неосторожность включиться в западные институции, попасть в зависимость от их рынков и денег, продать в собственность западным компаниям свои системообразующие отрасли, то переход под внешний контроль становится делом краткосрочной перспективы.
В этом контексте, добавил эксперт, Узбекистан за первые десятилетия своего самостоятельного развития слабо интегрировался в западное экономическое пространство, что объективно снижает возможности западных "партнеров" влиять на внешнюю и внутреннюю политику Ташкента. Можно по-разному относиться к политике первого президента Ислама Каримова, но именно его осторожный внешнеполитический курс, иногда даже самоизоляционистский, позволил Узбекистану иметь более высокую переговорную позицию сегодня – настоящий пример диалектики социального процесса.
Если говорить о РФ, то главное, что может дать российская сторона, считает собеседник, – это пространство для дипломатического маневра.
"Когда Страны Центральной Азии говорят и вписывают в свои внешнеполитические концепции идею многовекторности, то нужно отдавать себе отчет, что центральноазиатская многовекторность существует во многом благодаря наличию северного направления для дипломатии стран региона. В Евразии на данный момент фактически оформилось только три вектора мировой политики: Запад (США), Восток (КНР) и Север (Россия). На южном направлении пока не сформировались соразмерные мировые противовесы. Возможно, Индия или кооперация Египта, Саудовской Аравии и Ирана в какой-то среднесрочной перспективе смогут оформить политический Юг, но пока это тактические оси", – заметил эксперт.
Что касается "глобального мира", заметил собеседник, важно прояснить, что глобальный – это синоним термина неолиберальный или мира, основанного на западных правилах.
"Да, этот однополярный порядок трансформируется, международная система возвращается в естественное многополярное состояние, которое характеризуется достаточно хаотичными и многовариантными взаимодействиями. Многовекторность является неотъемлемым свойством многополярности. Однако важно слова о многовекторности подтверждать на деле. В случае с Узбекистаном мы фиксируем теорию на практике", – подчеркнул Борисов.
Это подтверждают показатели по внешней торговле Узбекистана с 8 наиболее крупными внешнеторговыми партнерами с 2011 по 2021. За эти десять лет по импорту: примерно по 29% приходится на РФ и КНР, по 15% на ЕС и Республику Корея, 7% – Турцию, остальное – на США, Японию и Индию. По экспорту: 40% – РФ, 32% – КНР, 20% – Турция, 5% – ЕС и 3% распределяются еще на четыре государства.
По иностранным инвестициям в экономику Узбекистана, добавил эксперт, также наблюдается крайне слабое присутствие западных капиталов и достаточно сильные позиции Китая, России, Турции, Японии и Республики Кореи. Наглядно видно, что Узбекистан выдерживает равноудаленность, что обеспечивает относительную свободу для многовекторной дипломатии, где у западных "партнеров" нет реальных рычагов давления на Ташкент.
Борисов также затронул тему трудовой миграции из Узбекистана, для которой российский рынок продолжает оставаться основным. Сейчас в РФ идут процессы изменения миграционного законодательства, что вызывает определенные опасения у работающих в этой стране узбекистанцев.
"Понятно, что есть регулирование трудовых отношений в рамках ЕАЭС и за его пределами. ЕАЭС позволяет киргизским гражданам работать на общих условиях в российском экономическом пространстве, в то время как рабочие из Таджикистана и Узбекистана обременены дополнительной нормативно-правовой и фискальной нагрузкой. Такое положение дел возникло не сегодня, какие-то корректировки в сторону усиления или послабления периодически происходят, но к ним достаточно быстро адаптируются все участники", – отметил он.
По словам эксперта, трудовой потенциал Кыргызстана не может удовлетворить потребности экономики РФ: сельское хозяйство, лесная промышленность, строительство и сектор услуг сохраняют зависимость от рабочих из стран ЦА. А для стран региона это хорошо тем, что им нужно куда-то девать излишнее демографическое давление на свою экономику.
"Демографический состав крупных и средних российских городов претерпевает значительные изменения, где доля выходцев из стран Центральной Азии становится заметной социальной величиной. По этой причине вопрос о трудовых мигрантах в России с каждым годом из плоскости экономической все чаще переходит в политическое измерение. В этих условиях российские власти вынуждены проактивно подходить к регулированию этого вопроса, формируя собственный подход к решению этого сложного междисциплинарного вопроса", – рассказал он.
При этом, добавил собеседник, в России начинается очередной электоральный цикл, где часть политических сил явно пытаются использовать мигрантскую карту в своих интересах, набивая политический рейтинг на националистической риторике. Более того, в условиях конфронтации РФ и Запада внешние силы не оставляют попыток на раскачку внутренней обстановки в РФ, в том числе, через провокацию межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Поэтому необходимо обеспечить максимальную прозрачность в освещении мигрантской проблематики, профессионально обозначать возникающие кризисы и разрывы как в российской зоне ответственности, так и в юрисдикции стран Центральной Азии.
"Главное публично блокировать и пресекать провокаторов и маргиналов, которые сознательно или по незнанию пытаются продвигать человеконенавистнический дискурс. Хочу в очередной раз подчеркнуть, что в РФ нет проблем, связанных с ксенофобией или мигрантофобией, а российская цивилизация и государственность исторически развивается на принципах полиэтничности и поликонфессиональности. Так и живем", – заключил эксперт.
Источник информации
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном
Подробнее »
На 26.11.2024 | |
USD | 86,7894 |
EUR | 90,8338 |
CNY | 11,9771 |
KZT | 0,1741 |
RUB | 0,8405 |