США и их союзники готовы сами «идти в обход», чтобы ликвидировать плацдармы для обхода антироссийских санкций. Прежде всего, это пытаются проделать на бывшем советском пространстве. Как известно, в первых десяти пакетах антироссийских санкций проблема борьбы с их обходом фактически была лишь обозначена. Однако, начиная с одиннадцатого пакета, самого актуального на сегодня, тема вышла на первый план.
Напомним, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ещё летом 2022 года заявил, что Астана не собирается нарушать санкции Запада в отношении России при взаимодействии с ней. Однако к декабрю столь жёсткую позицию партнёра по ЕАЭС постарался смягчить МИД Казахстана, где признали негативное влияние санкций в отношении России на экономику страны.
Россия остаётся крупнейшим торговым партнёром Казахстана. По данным агентства Bloomberg, его экспорт в 2022 году вырос на четверть – до 8,8 млрд долл. Рост торговли настолько значительный, что казахстанская таможня перегружена, сообщили источники. Из многих источников приходит информация, что в последние недели российские компании активно предлагают казахстанским партнёрам содействовать в обходе западных санкций и импорте необходимых товаров.
Однако в 2023 году ответом на подобные предложения фактически стала примерно такая позиция, уже озвученная в ряде СМИ Казахстана: «Наше правительство неоднократно и очень чётко заявляло, что Казахстан не вводит никаких санкций и ограничений в торговле с Россией. Однако он не позволит обходить западные санкции и не станет площадкой для такого обхода. Мы понимаем все риски, связанные со вторичными санкциями, поэтому внимательно следим за нашей взаимной торговлей со всеми партнёрами».
Поскольку с союзной Москве Белоруссией, как с площадкой для полулегальных поставок в Россию, проблему «перекрытия транзита» Западу приходится решать отнюдь не правовыми методами, для использования последних санкционеры должны были выбрать кого-то ещё. Азербайджан сумел занять выжидательную позицию, опасаясь потерять российский рынок, а Грузия неожиданно прямо и категорически отвергла идею присоединения к санкциям, точно такую же позицию занял и Казахстан.
Однако для этого партнёра России ситуация с отказом может быть даже более сложной, чем для Грузии. Последняя просто в силу объективных причин не слишком подходит на роль масштабного плацдарма для обхода санкций. Казахстан же связан с Россией слишком плотно, что и стимулирует возможности обхода. Причём старые и проверенные связи с Россией по линии ЕАЭС подкрепляются ещё и общим членством в ОДКБ и ШОС, а также достаточно активным сотрудничеством Казахстана с БРИКС.
На данный момент процесс давления ЕС и США на республику всерьёз, что называется, ещё не пошёл, но пойти может уже в обозримом будущем. Тем не менее власти Казахстана успели объявить, что «начали работать над тем, чтобы не помогать обходу западных санкций против России, для этого предпринимаются все необходимые меры». Об этом заявила глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка республики Мадина Абылкасымова.
Надо ли воспринимать такое выступление как демарш партнёра или это чисто дипломатический ход, не более чем обозначение лояльной к Западу позиции страны? Аналитики пока склоняются к последнему варианту, тем более что даже членство в ЕАЭС не предполагает каких-либо конкретных мер противодействия антироссийским санкциям со стороны партнёров. О каком-либо участии Казахстана в прямом санкционном давлении на Россию речи идти не может по определению.
Однако и на помощь казахстанского бизнеса в обходе санкций Россия тоже вряд ли может рассчитывать. Ведь в настоящее время достаточно сложно определить, а тем более оценить, какие из обязательств, принятых на себя той или иной страной в рамках тех или иных международных соглашений и договоров, оказывают большее негативное или позитивное влияние на экономику. И в настоящее время уже не является секретом, что казахстанские банки и финансовые организации значительно усилили процедуры, которые помогают предотвращать целый ряд операций, связанных с обходом санкций.
Это имеет место, несмотря на значительные сложности, связанные с определением самого характера такого рода сделок. На данный момент речь идёт в первую очередь об использовании иностранной валюты при расчётах, а также о работе с санкционированными лицами, включёнными в те или иные списки. По заявлениям официальных лиц РК, той же Мадины Абылкасымовой, «страна в полной мере соблюдает требования, которые выставляют регуляторы, а также требования, которые выставляют соответствующие внешние банки-корреспонденты для казахстанских банков».
Казахстан уже не раз обозначал свою позицию, что «банковская система республики не должна становиться хабом для обхода санкций при проведении торговых операций». Скорее всего, такие заявления стали ответом на предупреждение из американского Минфина о том, «казахстанские компании и банки могут попасть под вторичные санкции за помощь России в обходе ограничений». Его в ходе недавнего визита в Астану озвучила помощник министра финансов США Элизабет Розенберг. Отметим, что вместе с ней в столице Казахстана побывали сотрудники финансовой разведки и Управления по контролю за иностранными активами (OFAC). Не исключено, что американцы заранее подготовили некие важные «аргументы».
После такого визита Казахстан официально объявил о запуске разработанной значительно раньше системы мониторинга для предотвращения обхода санкций против России. Кроме того, с 1 апреля в Казахстане осуществлён тестовый запуск онлайн-системы, которая должна отслеживать все товары, пересекающие границу республики. Такими новациями Казахстан готов демонстрировать, что страна соблюдает введенные странами Запада ограничения против России.
Однако каких-либо восторгов по этому поводу с Запада пока не слышно, причём в ряде изданий уже прозвучало язвительно: «…демонстрировать, не значит делать». Однако те же источники признают, что прямое присоединение Казахстана к антироссийским санкциям, чего бы так желали в ЕС и в США, будет означать для страны экономическую катастрофу.
Нельзя при этом не учитывать и фактор Китая — почти столь же крупного торгового и экономического партнёра Казахстана, как и Россия. Хорошо известно, что в КНР не идёт речи ни о присоединении к антироссийским санкциям, ни о прямом противодействии их обходу. Впрочем, о каком-то желании частных китайских компаний попасть под вторичные санкции говорить тоже не приходится, и ситуация в целом сильно напоминает небезызвестную итальянскую забастовку, когда работы ведутся с нарочито точным соблюдением всех установленных правил, невзирая на возможные потери.
Тенденции к интеграции, прежде всего региональной, в настоящее время являются едва ли не единственной альтернативой глобализации по-западному. Представителям ЕС и США не стоит обольщаться по поводу возможного отступления тех стран, которые отказались от санкционного давления на Россию, несмотря на то что одобрения СВО от них также не слышно и не видно. Весь вопрос сейчас в том, что выгоднее для таких стран, как Казахстан: сотрудничество с большим Востоком и БРИКС, активная позиция в рамках ЕАЭС, практически самодостаточного объединения с точки зрения устойчивого развития, или же превращение в относительно богатого сателлита Запада.
Относительно уже потому, что реального равноправного партнёрства с США и ЕС в Астане вряд ли ожидают, однако рассчитывают на некое особое положение, связанное с ресурсными и атомными проектами страны. Однако перспектива воплощения их в жизнь намного более реальна как раз в сотрудничестве с Россией, Китаем и их партнёрами. Но, кроме всего прочего, Казахстан, как и другие не самые крупные и богатые страны, США и ЕС могут примитивно накачать кредитами МВФ и Всемирного банка, превратив их в долгосрочных должников.
Источник информации:
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном
Подробнее »
На 26.11.2024 | |
USD | 86,7894 |
EUR | 90,8338 |
CNY | 11,9771 |
KZT | 0,1741 |
RUB | 0,8405 |