Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин 20-22 марта совершил государственный визит в Россию. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, китайский лидер принял решение, что после его переизбрания на высший государственный пост именно Россия, как и 10 лет назад, должна стать первой страной для иностранного визита. Несмотря на множество проводимых параллелей, между двумя встречами есть огромная разница.
Если в 2013 году Россия была активным игроком на международной арене, а Китай воспринимал ее как «большого брата», то сегодня все в корни наоборот. В то время как на Россию обрушились беспрецедентное санкционное давление и изоляция от стран «золотого миллиарда», КНР за 10 лет совершила свое «китайское чудо» и теперь наравне с США борется за звание первой мировой экономики. Именно поэтому масс-медиа восприняли поездку Си в Москву как не просто государственный визит, а как готовность Китая поддержать Россию в построении многополярного мира, где не будет места гегемонии коллективного Запада.
Это подтвердили слова председателя КНР российскому президенту в завершение своей поездки: «Сейчас идут перемены, которых не было сто лет. Когда мы вместе, то мы двигаем эти перемены». Конечно, Пекин понимает, что совершив такой политический ход в адрес Москвы, он поставил на кон очень многое. Сейчас не получится быть той самой «умной обезьяной, которая сидит на холме и наблюдает, как в долине борются два тигра». Потому что один из тигров ее друг и сосед, а другой – кровожадный враг, который в случае своей победы обязательно займется ею. Поэтому, КНР, с одной стороны, отклоняясь от старой стратагемы, а с другой стороны, двигаясь по ее инерции, сделала свои первые аккуратные шаги в сторону помощи своему другу. Правящие круги Китая внимательно отслеживают ситуацию с развитием российско-украинского конфликта. Это действительно тот момент, когда не упускаются даже малейшие детали, не говоря уже значимых успехах и неудачах обеих сторон.
Будучи одной сильнейших армий мира, Россия столкнулась на украинском поле боя не только с национальной армией Украины, но и с многочисленными наемниками, преимущественно из стран НАТО. Кроме того, эта сводная армия регулярно подпитывается западным вооружением и военной техникой, Все это, безусловно, является важнейшими факторами, влияющими на ход боевых действий. Кто воюет и чем воюет: два основных аспекта войны, за которыми китайские военные аналитики следят больше всего. Несмотря на многомиллиардные поставки западного вооружения Украине, Зеленский продолжает настаивать, что этого по-прежнему мало, чтобы оказать серьезное сопротивление российскому натиску. Только получив положительный ответ на вопрос поставки иностранных танков, украинское руководство заявило о необходимости поставок истребителей, чем снова поставило в замешательство лидеров стран проукраинской коалиции во главе с США. Именно по причине острой нехватки вооружения и боеприпасов «Украина не может начать свое контрнаступление, запланированное на весну этого года», — об этом недавно лично заявил Зеленский в интервью японскому изданию Yomiuri Shimbun. Стоит отметить, что это подтверждают и военнослужащие украинской армии: «На один наш снаряд русские кладут в несколько раз больше».
Однако для проведения успешных контрнаступательных действий Украине не хватает не только вооружения и боеприпасов, но и, по всей видимости, личного состава. Об этом свидетельствуют многочисленные видеоролики в интернете, где сотрудники военкоматов насильно задерживают украинских мужчин на улицах в рамках полномасштабной мобилизации. Лакмусовой бумажкой наличия такой проблемы также является постепенная депортация украинских мужчин призывного возраста из стран ЕС и НАТО. Их возврат на Украину и постановка в строй позволит оправдать огромные финансовые вложения Запада в поддержку Киева. Очевидные проблемы украинской армии в основных аспектах войны, а также неспособность США и их союзников оперативно решать эти проблемы воспринимаются Пекином как слабость коллективного Запада и провал геополитического курса в контексте украинского кризиса.
В том случае, если проукраинской коалиции не удастся исправить эту ситуацию, то КНР, вероятно, перейдет к более активной поддержке России. Но все таки будучи «умной обезьяной», вряд будет делать это напрямую. Одним из наиболее выигрышных для Пекина вариантов, когда он может убить двух зайцев сразу, является окончательное решение тайванского вопроса. С одной стороны, начав операцию против Тайваня, Си Цзиньпин и его команда положат конец давней проблеме территориальной целостности КНР и постоянных пощечин от Китайской Республики в виде контактов с недружественными странами, а с другой стороны, это сильно отвлечет внимание США и союзников от темы украинского конфликта, что сильно поможет России. Насколько возможен такой сценарий покажет ближайшее время.
Данияр Мамедов
https://colsec.info/probuzhdenie-krasnogo-drakona/