Кыргызстан вновь прибегает к международным заимствованиям для развития энергетической отрасли. В этот раз страна
планирует привлечь $58 миллионов, из которых $25 миллионов — кредит. Продолжаются разговоры о повышении тарифов.
Но доверия к системе нет. Именно энергетику называют одной из самых коррумпированных отраслей экономики Кыргызстана.
О ширшовских схемах часто вспоминают противники нововведений в секторе. Сегодня же к ним добавляется и полная непрозрачность закупок. Дата-отдел
24.kg проанализировал закупки одной из крупнейших энергокомпаний — ОАО «Электрические станции» — и нашел миллиарды сомов, движение которых общественность не увидит.
Где деньги затеряли
Согласно данным
модуля аналитики от Open Contracting Partnership, с 2019 года ОАО «Электрические станции» объявлено конкурсов на 32,9 миллиарда сомов. Сумма победивших предложений составила 18,5 миллиарда сомов.
Самые большие объемы закупок энергокомпании были в 2019 и 2021 годах —
более 9 миллиардов сомов. Прошлый год стал лидером и по суммам, которые в итоге предложили победители конкурсов — почти 7,3 миллиарда сомов.
С мая «Электрические станции» получили законное право не проводить тендеры, а закупать товары и услуги напрямую, не публикуя информацию об этом на портале госзакупок. Реальных цифр объемов закупок общественность теперь не узнает, но анализ данных прошлых лет и первой декады этого года показывает, что 2022-й мог стать рекордным по объемам закупок для «Электрических станций». Ведь за четыре месяца года объявлено 276 конкурсов на 6,2 миллиарда сомов. Это составляет почти две трети от уровня закупок 2021-го.
Если бы «Электрические станции» продолжили делать закупки такими же темпами, то по итогам 2022 года объем закупок
составил бы 18,7 миллиарда сомов. Это в два раза выше уровня прошлого года.
Отметим, что и до поправок в закон о госзакупках тендеры «Электрических станций» не отличались полной прозрачностью. По закону система должна работать так, чтобы пользователь мог видеть все этапы траты денег государственными компаниями. На портале госзакупок должны публиковать, в том числе, и данные по подписанию договоров с победителями тендеров. Компании вместо полного текста договора с поставщиками публикуют лишь номер и дату его заключения. Но делали они это далеко не всегда.
С 2019 по 2022 год больше 22 тысяч тендеров так и не закончились подписанием договоров (их общая сумма превышает 56 миллиардов сомов!).Одним из лидеров среди таких зависших объявлений является именно ОАО «Электрические станции». Всего с 2019 года они объявили почти 2,5 тысячи тендеров, но 85 процентов из них на 2,5 миллиарда сомов до сих пор не завершены. Больше всего таких тендеров было в прошлом году — 451 на 7,8 миллиарда сомов. Анализ показывает, что с 2019 года уровень таких тендеров, результаты которых окончательно энергокомпания так и не подвела, стабильно рос.
В этом году половина тендеров компании на 1,68 миллиарда сомов так и числится незаконченной. Если бы компания продолжила публиковать все свои закупки на портале, то к концу года зависшими могли быть договоры на 5 миллиардов сомов.
Угольный вопрос
В закупках компании большую часть занимает уголь и мазут — топливо, необходимое для работы ТЭЦ. По ним с 2019 года объявлено конкурсов на 25,5 миллиарда сомов. В основном поставки идут на ТЭЦ Бишкека. Ведь столичной теплоэлектроцентрали на отопительный сезон
нужно 1 миллион 50 тысяч тонн угля.
Всего по Кыргызстану с 2019 года объявлено почти 14 тысяч конкурсов на 24 миллиарда сомов. Больше всего твердого топлива приобретали в прошлом году — больше 4 тысяч тендеров на 8,7 миллиарда сомов. Интересно, что на начало сентября 2022-го количество конкурсов на закупку угля оказалось таким же, как в коронавирусном 2020-м, — 3 тысячи 340. А вот стоимость лотов немного ниже — 6,4 миллиарда сомов.
Здесь стоит учесть один факт. Львиная доля закупок угля в республике приходится на ОАО «Электрические станции». С 2019 года они объявили конкурсов на приобретение твердого топлива на 24 миллиарда сомов. Это
более 80 процентов от стоимости всех объявленных лотов. В том числе за четыре месяца 2022-го компания разместила три конкурса по закупке угля на 4,9 миллиарда сомов, что составляет более трех четвертей от всей стоимости закупаемого в этом году топлива.
В этом году Кыргызстан решил полностью отказаться от импортного угля и закупать только свой. Но сколько топлива будет поставлено, по какой цене, какими компаниями и действительно ли ни одного килограмма казахского угля не сожгут в печах столичной ТЭЦ, неизвестно. «Электрические станции» теперь не будут сообщать на сайте госзакупок о своих тратах.
Уголовные дела, кредиты и коррупция
Закупки угля — не только самая крупная статья расходов энергетических компаний, но и самая спорная. Ранее закупки твердого топлива постоянно сопровождали скандалы и уголовные дела. В частности, в 2016 году экс-генпрокурор Аида Салянова заявила, что бывший президент Алмазбек Атамбаев
лоббировал интересы двух компаний — «Рассвет компани» и «Прогресс компани».
В августе 2019-го следственная группа Военной прокуратуры Кыргызстана в рамках расследования уголовных дел
вручила Алмазбеку Атамбаеву уведомления о подозрении в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений. Его обвинили в создании противоправной устойчивой связи с должностными лицами государственных органов и энергокомпаний, организации коррупции при поставке угля на ТЭЦ столицы и лоббировании интересов ОсОО «Прогресс компани».
В том же году стало
известно, что одним из поставщиков угля для столичной ТЭЦ на осенне-зимний отопительный сезон — 2019/20 выбрали ТОО «КонтактУглеПром». Компанию тут же
окрестили реинкарнацией «Рассвет компани». Позже по тендеру, в котором выиграло предприятие,
начали досудебное производство
.Правоохранительные и надзорные органы регулярно возбуждают дела по коррупции в энергосекторе.
В апреле этого года стало
известно о задержании должностных лиц четырех распредкомпаний ОАО «Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро» и «Джалал-Абадэлектро». В итоге они возместили ущерб государству в размере 49 миллионов 893 тысяч 473 сомов.
«Выявляют коррупционные схемы в распредкомпаниях. До этого неизвестно было об этом. Руководство присваивает себе миллионы. Тех, кого устанавливают, заставляют вернуть деньги. Эти схемы работали ведь десятки лет», —
заметил на заседании фракции депутат Алишер Козуев.
Несмотря на все хищения и серые схемы, страна продолжает брать деньги на развитие отрасли. Сегодня энергетика
является наиболее закредитованным сектором в Кыргызстане.
Ее совокупный долг
превышает 130 миллиардов сомов (что эквивалентно примерно $1,5 миллиарда), или около 20 процентов ВВП.
И страна продолжает брать кредиты, аргументируя тем, что у энергокомпаний нет средств на ремонт оборудования, износ которого давно превышает установленные нормативы. Но при этом контролировать рациональное расходование средств общественность не может. Следовательно, нет гарантии, что и выделяемые сектору сейчас финансы действительно принесут пользу и не осядут в чьих-то карманах.
Похожие проблемы характерны для многих отраслей экономики Кыргызстана и государственных предприятий. Но вместо усиления контроля их работы государство, наоборот, поддерживает все больший уход от прозрачного расходования сотен миллиардов сомов.
ОАО «Электрические станции» — только одна из 232 государственных компаний, которая по новому закону о государственных закупках получила право закупать необходимые товары и услуги без тендера.
По оценкам, в тень может
уйти более трети всех государственных закупок в стране. Отследить, на что тратят бюджетные деньги, будет невозможно.