Президент Садыр Жапаров, выступая перед работниками прокуратуры, отметил, что в новом Уголовно-процессуальном кодексе теперь
убрали добровольное сотрудничество со следствием, "так как, многих лиц привлекли к ответственности без разбирательств, чтобы человек дал на кого-либо показания. В сотрудничестве со следствием было много пробелов. К тому же этой лазейкой пользовались власти, а этого не должно быть в политических целях".
О неконституционности данной нормы я ранее неоднократно писал и говорил.
Согласно ст.94 нашего Основного Закона "Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом".
Однако, старый УПК уже на стадии следствия давал право прокурору принимать решение, какое наказание определить человеку, который согласится добровольно дать на другого человека показания. Суду же потом оставалось только "нотариально" заверять такие решения прокуроров путем вынесения приговоров.
Естественно, что многие обвиняемые, чтобы избежать наказания в виде лишения свободы, "добровольно" давали на других нужные показания и отделывались денежными штрафами.
Процессуальному соглашению о сотрудничестве в старом УПК была посвящёна отдельная 59-я глава.
Так что решение главы государства правильное, как с позиции гаранта Конституции, так и с политических позиций.
В связи с отменой данной нормы у лиц, которых осудили на показаниях других обвиняемых, заключивших "соглашения о сотрудничестве", теперь может появиться возможность на пересмотр своих уголовных дел.
Такая возможность появится и у тех, кто заключил "соглашения о сотрудничестве", поскольку в этом случае начинает действовать принцип обратного действия уголовного закона во времени.
Статья 12 нового УК гласит: "Закон, отменяющий преступность деяния или смягчающий уголовно-правовые последствия преступного деяния, имеет обратное действие во времени..."
На простом языке, применительно к рассматриваемой ситуации это означает следующее.
Поскольку правовой институт под названием "Процессуальное соглашения о сотрудничестве" теперь упразднен, следовательно, все, кто ранее были осуждены к штрафу на основании заключённого ими со следствием соглашения о сотрудничестве, их дела должны быть пересмотрены.
Вопрос при этом стоит не в ужесточении наказания, а в пересмотре доказательной базы, основанной на показаниях лиц, которые, чтобы уйти от более серьезного наказания, "добровольно" согласились на сотрудничество со следствием.
Пересмотр уголовных дел и приговоров коснётся также лиц, которые были осуждены на основании показаний тех, кто заключил соглашения о сотрудничестве.
Так что надо ожидать новых интересных новостей и разоблачений подковерных политических интриг власть имущих с использованием своих прислужников из карательных органов.
Феликс Кулов