После апрельских событий 2010 года Омурбек Текебаев обещал стране систему, где президент будет исполнять роль Английской Королевы, а настоящая борьба развернется между политическими партиями.
К сожалению, его Конституция не установила настоящую парламентскую форму правления. Вместо этого нынешняя Конституция стала компромиссом между институтом Президента и Парламента.
Жертвой данной системы стала исполнительная власть во главе с премьер-министром. В КР их меняют как «перчатки». Отдав силовой блок президенту, отцы Конституции практически отдалили перспективу развития реального парламентаризма в Кыргызстане.
Сам Омурбек Текебаев стал жертвой им же созданной системы. И я думаю, что он сам это осознает.
Алмазбек Атамбаев, всегда выражавший приверженность парламентаризму, в полной мере воспользовался всеми недостатками Конституции. За шесть лет с помощью силового блока он полностью зачистил оппозицию, решив, что альтернативного мнения в стране быть не должно. Оппонировать власти стало крайне опасно.
Как результат: в стране нет никакой оппозиции – ни уличной, ни системной. Возможно есть кухонная… Нет лидера парламентского меньшинства, который в случае отставки нынешнего Правительства, мог бы выступить с альтернативной программой.
Жогорку Кенеш и местные кенеши полностью подконтрольны и выполняют спущенные сверху указания. Система привела в Парламент на удивление беспринципных политиков.
Нынешний президент не раз заявлял, что является сторонником парламентской формы правления. Именно Сооронбай Жээнебеков должен стать инициатором реформ, направленных на ослабление института Президента или полной его ликвидации.
Парламентаризм – это жесткая конкуренция между политическими силами. Мы знаем, что в Великобритании жесткая конкуренция между политическими партиями. Если консерваторы не справятся, их заменят лейбористы, если уйдет Тереза Мэй, придет Джереми Корбин.
В этой связи законодательно надо дать гарантии оппозиционной деятельности. В Парламенте всегда должна быть оппозиционная сила и теневой кабинет министров, которые будут готовы в любой момент взять бразды правления в свои руки.
Депутаты «оппозиционных» фракций вместо того, чтобы сочинять оды президенту и премьеру, должны жестко конкурировать с ними и отстаивать свои идеи.
Премьерами должны становиться лидеры парламентских фракций, которые ответственны перед избирателями, а не люди, по каким-то непонятным причинам одобренные сверху.
Сооронбай Жээнбеков на выборах обещал продолжить курс Алмазбека Атамбаева, но, я надеюсь, он этого делать не станет.
Мы ожидаем от него соответствующих реформ, направленных на укрепление парламентаризма в стране.
Лучше стать Английским Королем в Кыргызстане, чем быть Кыргызским Принцем в Англии.
Нурсултан Акылбек
: 0