В конце августа неизвестный подарил управлению Патрульной службы милиции Бишкека пять служебных автомашин Toyota Prius. Эта новость, распространенная в соцсетях пресс-службой ведомства, не привлекла к себе большого внимания общественности, и о ней в скором времени забыли.
В Кыргызстане уже привыкли к тому, что анонимные добродетели берутся спонсировать милицию и ГКНБ.
Поначалу силовики принимали такие дары с некоторым стеснением, пытаясь придумать хоть какое-то оправдание. Но теперь перестали даже оправдываться.
Сложившаяся тенденция ставит под сомнение саму суть системы безопасности государства, наводит на мысли не только о конфликте интересов, но и о явной коррупции.
В технической помощи правоохранительным органам нет ничего странного. Это практика применяется по всему миру. Но одно дело, когда ее оказывают в рамках международного сотрудничества — ОБСЕ, другие авторитетные организации, сотрудничающие с правительством Кыргызстана. В этом случае все максимально понятно и прозрачно.
Совсем другое дело — добровольные пожертвования от анонимных бизнесменов.
Ремонт здания центрального аппарата МВД весной прошлого года за счет тайных спонсоров вызвал общественный резонанс.
Экс-депутат парламента Наталья Никитенко, напомним, направляла запрос руководству ведомства с требованием озвучить имена тех, кто оказал эту помощь. С официальным запросом обращалась и редакция 24.kg. В обоих случаях внятного ответа не последовало. Некто, решивший щедро раскошелиться на нужды милиции, так и остался неизвестным.
Позже выяснились скандальные подробности еще одного пожертвования для МВД. 22 декабря 2020 года бизнесмен Кайрат Акматалиев подарил Министерству внутренних дел шесть служебных машин. Ключи принимал лично Улан Ниязбеков. Освещая в прессе это событие, ведомство не стало упоминать, что в производстве ГСУ МВД в это же время находилось уголовное дело об угнанных машинах, одним из фигурантов которого был даритель.
Это нонсенс. Такое невозможно представить в каком-либо правовом государстве, где соблюдение законов и этика госслужащих не пустой звук.
Стоит заметить, что Toyota Prius, которые в конце лета УПСМ Бишкека подарил очередной неизвестный добродетель, машины не из дешевых. В зависимости от состояния, года выпуска и комплектации на вторичном рынке такие авто оцениваются от $16 до $20 тысяч.
В пресс-службе управления на вопросы журналистов ответили коротко: «Машины подарили неравнодушные к работе милиции патриоты страны».
Свои спонсоры есть и у ГКНБ. Аноним, также пожелавший остаться неизвестным, оплатил строительство жилых домов для чекистов в Джалал-Абаде.
Закон «О конфликте интересов», запрещающий чиновникам получать подарки, стоимость которых превышает 1 тысячу сомов, был принят в 2017 году. В Кыргызстане его чаще всего упоминают именно в этом контексте, в случаях, когда презенты вручаются персонально тому или иному руководителю. Однако касается этот документ и спонсорской помощи для ведомств.
В документе черным по белому прописано: «Пожертвование может приниматься для нужд государства или органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия, касающееся обучения персонала или улучшения организации труда и материально-технического обеспечения, если оно предоставляется в ситуации, исключающей конфликт интересов».
Другими словами, если кто-то из бизнесменов подарил несколько машин детскому дому и из личной скромности решил остаться для общественности инкогнито — в этом нет ничего страшного. Но когда подарки получает госорган, занимающийся расследованиями уголовных дел, все должно происходить максимально прозрачно.
Согласен с этой, казалось бы, прописной истиной и депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев. В интервью 24.kg он подчеркнул, что каждый гражданин имеет законное право знать, кто и на основании чего выступает спонсором государственных органов.
«Каждый гражданин вправе знать, кто спонсирует МВД, ГКНБ, администрацию президента или любое иное ведомство. Если об этом молчат, то создаются условия для коррупции.
Подарки просто так никто делать не будет. Покупают лояльность либо будущие решения.
А если это добросовестный спонсор или спонсоры, то их тем более нужно рекламировать и показывать как пример благотворительной деятельности», — сказал он.
По словам Дастана Бекешева, молчание руководителей министерств, получивших анонимную помощь, противозаконно. Чиновники не имеют права скрывать информацию от СМИ и общественности.
«Статья 14 Закона «О противодействии коррупции» называет правонарушениями, создающими условия для коррупции, в том числе и необоснованный отказ в предоставлении информации физическим и юридическим лицам», — напомнил собеседник.
Стоит отметить, что и в Законе «О конфликте интересов» предусмотрен и механизм, при помощи которого конфликт этот должен выявляться. Один из способов — анализ публикаций и сообщений в средствах массовой информации. Следуя логике, милицейское руководство было обязано детально отчитаться перед обществом после первой же публикации в СМИ о тайных спонсорах ремонта здания центрального аппарата МВД. Но ведомство продолжает молчать.
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном
Подробнее »
На 26.11.2024 | |
USD | 86,7894 |
EUR | 90,8338 |
CNY | 11,9771 |
KZT | 0,1741 |
RUB | 0,8405 |