Интергласс
Белый Парус
США-Кыргызстан: стратегия информационной экспансии
Автор - StanRadar    25-11-2022, 06:30

Недавний демарш кыргызстанских СМИ в ответ на блокировку властями республики сайта кыргызской службы «Радио Свобода» - «Азаттык» - заставляет внимательно приглядеться к ситуации на медиарынке Кыргызстана.

С началом российской специальной военной операции на Украине в виртуальном пространстве Кыргызстана обострилась схватка за умы кыргызстанцев. Чья же сторона - прозападная или пророссийская – берёт верх на информационном фронте? Никаких серьёзных исследований на сей счёт не проводилось. Попробуем разобраться - какие СМИ в Кыргызстане более популярны среди населения, кто больше влияет на общественное мнение?

По данным кыргызского Нацстаткома, в стране сейчас насчитывается свыше 1800 субъектов, зарегистрированных как средства массовой информации. При этом за последние 5 лет их количество увечилось на 12%. 

В Кыргызстане работают 177 телерадиокомпаний, из них 51 – в Бишкеке. Ровно четыре года назад – в ноябре 2018-го - Информационно-аналитический центр МГУ провел социсследование, посвящённое популярности российского телевидения в  Казахстане и Кыргызстане. Результат: в КР по «информированности о ТВ-программах» на первом месте оказались российский «Первый канал» и национальный «КТРК» - по 89% телезрителей. Что же касается новостных телепрограмм и политических дискуссий, то здесь доля телепросмотров выглядела так: российский «Первый канал» - 27,8%; национальный «КТРК» – 24,3%, «Россия-1» - 18,7%, «Россия-24» - 11%. Эти цифры позволили ИАЦ МГУ сделать весьма оптимистичный вывод: 

«Российское ТВ остаётся самым популярным в Кыргызстане. И это несмотря на усиливающуюся критику по поводу качества контента, а также сильнейшую конкуренцию со стороны интернета».

С тех пор, напомним, прошло четыре года. Более свежих данных о степени популярности российского ТВ в республике нет. И не исключено, что картина с тех пор существенно изменилась. Особенно если учесть, что сфера использования русского языка в Кыргызстане неуклонно сужается. Так, год назад – в ноябре 2021-го – российские дипломаты констатировали:

«По последним данным, в стране проживают примерно 6,7 миллиона человек, из них около 40-50% говорят на русском языке. Правда, наиболее широко он используется лишь в Бишкеке и Чуйской области, а в остальных регионах подавляющее большинство граждан республики используют киргизский».

То есть со временем значительная часть населения Кыргызстана попросту перестанет понимать, о чём ему рассказывают с российских телеканалов. 

При этом растёт и конкуренция со стороны интернет-ресурсов. Стоит отметить, что в первую пятерку новостных сайтов входят три откровенно прозападных СМИ («Кактус Медиа», «24.kg», «Клооп Медиа»), в целом нейтральное «АКИpress» и лишь один пророссийский «Sputnik Кыргызстан». Следующая пятёрка в большинстве состоит тоже из прозападных СМИ («Азаттык Медиа», «Vesti.kg», «Economist», «Bulak.kg»), и лишь «Вечерний Бишкек» иногда публикует пророссийские материалы. 

Российский же «Sputnik Кыргызстан» хотя и находится в первой пятёрке, но по охвату кыргызоязычной аудитории на порядок уступает американскому «Азаттыку». То есть можно сказать, что кыргызская глубинка получает раз в десять (!) больше информации от главного пропагандистского рупора США. И, по сути, отдана заокеанскому гегемону на откуп. 

Примерно такой же расклад – и в других соцсетях.

Причина этого дисбаланса вполне банальна: западные доноры не жалеют денег на  финансирование местных информационных ресурсов (подробно об этом – чуть ниже). В том числе - на зарплаты журналистов, приобретение современной техники, а также, что немаловажно, – на организацию различных обучающих тренингов как внутри Кыргызстана, так и за рубежом. Где, как правило, журналистам ещё и промывают мозги, настраивая их на антироссийскую информационную работу. 

Результат этой работы можно наблюдать, например, на этих видеозаписях двух инцидентов, случившихся в Кыргызстане как до, так и после начала СВО на Украине. Так ведут себя некоторые граждане, обработанные  антироссийской пропагандой.

Каких-либо данных о грантах, выделяемых Россией на проведение информационной работы в Кыргызстане, в открытых источниках найти не удалось. Внешне пресловутая российская «мягкая сила» в республике сводится, в основном, к проведению таких мероприятий, как концерты, форумы, дни русского языка. А вот Запад… 

А Запад наступает! 

В октябре этого года Агентство США по международному сотрудничеству (USAID) завершило свой пятилетний проект «Инициатива по поддержке независимости медиа (Медиа-К)». В рамках этого проекта американцы профинансировали двенадцать СМИ и НПО в Кыргызстане («НТС», «TV1KG», «Клооп.Медиа», «Кактус.Медиа», «ПолитКлиника», «Салам Радио», «24.kg», «Говори ТВ», «Марал ТВ», «Элгезит», «Любимый ТВ» и НПО «Институт медиа полиси») на общую сумму 10 миллионов 650 тысяч долларов США. 

Но и это не всё. Большинство прозападных СМИ (а круг получателей грантов почти тот же самый) ещё плотно сидят на грантах NED - Национального фонда в поддержку демократии (на фото ниже -  сайты донорских организаций США в КР).   

Стоит напомнить, что Национальный фонд в поддержку демократии в своё время являлся основным элементом подрывного аппарата, работавшего против Советского Союза. Архитектуру NED разрабатывали директор ЦРУ Уильям Дж. Кейси и Уолтер Рэймонд-младший - специалист по пропаганде и дезинформации при Совете национальной безопасности США, а по совместительству - внештатный сотрудник ЦРУ. NED и по сей день работает на дестабилизацию государств, не послушных Вашингтону. 

На своем официальном сайте NED весьма откровенно описывает свою родословную: 

«Когда в конце 1960 годов выяснилось, что некоторые американские общественные организации тайно получали финансирование от ЦРУ для ведения идеологической войны в международном пространстве, администрация Джонсона пришла к выводу, что такое финансирование должно быть прекращено, рекомендовав создать «государственно-частный механизм» для открытого финансирования зарубежной деятельности».

В 2021 году, согласно отчётам NED, этот фонд профинансировал в Кыргызстане такие медиаорганизации, как: «Экономист» - $58000, «Клооп Медиа» - $565900, «Медиа Спейс» - $48800, «Центр медиаразвития» - $94000, «Институт медиа полиси» - $48000, «Джиномикс Медиа» – $110000.

В мае этого года Конгресс США одобрил бюджет Госдепартамента США на 2023 год. В рамках этого бюджета NED намерен потратить 300 миллионов долларов на так называемые «демократические преобразования», в том числе в странах Центральной Азии. Одобрив бюджет, Конгресс США предоставил возможность NED реализовать отнюдь не конструктивные планы в отношении России, Китая и Ирана, использовав для этого Центральноазиатский регион.

Ежегодно NED реализует так называемую программу «Евразия», охватывающую почти все постсоветские страны - Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Фонд намерен усиленно поддерживать «гражданское общество» и СМИ в этих странах - то есть, по сути, своих агентов. Для чего? Разумеется, для продвижения американской повестки и оболванивания населения этих государств. В бюджетном документе так и говорится:

 «Война России против Украины и Запада сопровождается новыми уровнями репрессий и дезинформации в России и других странах. В результате Россия останется главным приоритетом для региона (Евразии), и NED будет продолжать поддерживать усилия по освещению прозападными СМИ событий, касающихся вскрытию коррупционных схем в России, а также освещению нарушений прав человека российскими властями. Фонд окажет помощь россиянам, страдающим от репрессий и нуждающимся в юридической помощи. NED поддержит сеть активистов и исследователей из Центральной Азии и Южного Кавказа для анализа и повышения осведомлённости о растущем тлетворном влиянии Китая в регионе». 

Проще говоря, деструктивная деятельность NED будет вестись через информационные вбросы и организацию протестных акций в регионе – видимо, не без поддержки российских уклонистов от СВО. 

Львиную долю грантов для НПО и прозападных СМИ в Кыргызстане в 2023 году американский Конгресс выделил основному донору - Агентству США по международному сотрудничеству (USAID): 

 «Помощь США поможет противостоять возросшей российской дезинформации и повысит независимость СМИ. Программы будут поддерживать гражданское общество и средства массовой информации». 

То есть фактически USAID будет продолжать финансировать провокационные статьи и видеосюжеты. Нет сомнений, что большинство публикаций прозападных СМИ в Кыргызстане будут направлены на подавление российского и китайского влияния в республике, так как оба государства являются конкурентами США в регионе.

Конгресс США одобрил финансирование на 2023 год ещё одной структуры - Агентства США по глобальным медиа (United States Agency for Global Media - USAGM). Оно объединяет в своей структуре несколько крупных сетей – «Голос Америки», «Настоящее время», «Радио Свобода», «Радио Свободная Азия», телевидение и радио Марти (пропаганда против кубинского руководства), а также арабские радио Sawa и телеканал Alhurra. В центральной Азии USAGM развернуло целую сеть национальных служб «Радио Свобода» – «Азаттык» (Казахстан и Кыргызстан), «Озоди» (Таджикистан), «Озодлик» (Узбекистан) и «Азатлык» (Турменистан).

Родословная этого агентства и этих служб тоже позволяют раскрыть их истинную суть.

После победы Советского Союза над гитлеровской Германией США пришли к выводу, что военная и идеологическая мощь СССР является реальной опасностью и для них. По мнению американцев, коммунистическая идеология Советов могла привести к полному коллапсу режимов стран Запада, а впоследствии – к потере мирового влияния на подконтрольные государства Европы, Азии и Латинской Америки. Инструментом для подрыва соцлагеря изнутри стал пропагандистский проект ЦРУ под названием «Радио Свободная Европа» (РСЕ). Он предполагал не только распространение «западных ценностей» и пропаганду, но и поддержку протестных движений и даже эскалацию межнациональных конфликтов в СССР и других странах Варшавского договора. 

Международный научный центр Вудро Вильсона опубликовал документы о связях ЦРУ и РСЕ, при этом отметив:

«Рассекреченные документы касаются разработки деятельности «Радио Свободная Европа». Сеть радиостанций контролировалась и финансировались ЦРУ до 1971 года, а затем финансирование продолжил Конгресс США. Документы показывают источники финансирования «Радио Свободная Европа» за пределами США». 

Особый интерес представляет рассекреченная переписка руководителей двух ведомств – шпионского и пропагандистского. Так, 11 января 1951 года директор ЦРУ Аллен Даллес сообщил Фрэнку Виснеру (главе РСЕ), что ЦРУ утвердило бюджет для трансляции передач. В другом письме - 4 января 1963-го - заместитель директора ЦРУ Маршалл Картер информирует главу «Радио Свободы» Джона Ричардсона о дополнительном финансировании РСЕ с целью расширения программного вещания и внедрения новых эффективных мер по операциям за рубежом. 

Возвращаясь к вопросу финансирования Агентством по глобальным медиа (USAGM) сетей «Радио Свобода», стоит отметить: новости, распространяемые службами РСЕ в центральноазиатских государствах, идут столь плотным потоком, что разглядеть откровенную ложь порой трудно не только простому обывателю, но и профессиональному журналисту. Идёт целенаправленное натравливание населения не только против своих властей, но и против государств, которые являются ближайшими партнёрами для стран Центральной Азии - Беларуси, России, Китая, Ирана - противников США в регионе.

Как видно из бюджета USAGM на 2023 год, в частности, на кыргызскую службу «Радио Свобода» - «Азаттык Медиа» - агентство намерено потратить 2 миллиона 266 тысяч долларов: 

В целом немалые деньги планируется потратить на вещание на Азию. USAGM откровенно заявляет:

«Мы начнём окружать Россию в информационное кольцо, ослабим влияние Ирана в регионе и нейтрализуем усилия Китая по расширению своего влияния за пределами Восточной и Юго-Восточной Азии». 

Для противодействия российскому влиянию USAGM в 2023 году планирует открыть  новые информационные центры в таких странах, как Литва и Латвия. В бюджетном документе на сей счёт говорится:

«Журналисты смогут безопасно получать и развивать свой контент, оставаясь максимально приближёнными к аудитории в Беларуси и России. Русскоязычная сеть «Настоящее время» совместно с «Радио Свобода» и в сотрудничестве с «Голосом Америки» будет включать контент из подразделения в Риге, одновременно визуализируя новости в социальных сетях».

 

2023 год: планов – громадьё! 

Следующий, 2023 год будет, мягко говоря, не простым для Кыргызстана, да и для всех центральноазиатских государств. В этом году Вашингтон приступил к реализации долгосрочного проекта «Страновая интегрированная стратегия. Кыргызская Республика», разработанного Госдепартаментом США. Эта стратегия демонстрирует далеко идущие планы американцев. 

Этот документ заслуживает того, чтобы процитировать его подробно: 

«Используя новые медиаинструменты, мы будем привлекать молодёжь с помощью различных платформ и увеличивать количество контента на кыргызском языке, чтобы охватить более широкую аудиторию по всей стране. Наша поддержка также будет включать противодействие дезинформации и поощрение медиаграмотности среди различных групп, включая журналистов и молодёжь. Несмотря на то, что экономика России отрезана от Запада, она продолжает доминировать в Центральной Азии и в Кыргызстане в том числе. Китай по-прежнему обладает значительным экономическим влиянием в торговле и инвестировании. Эти факторы подрывают независимость (Кыргызстана) и уверенность страны в своих силах.

Столкновения с Таджикистаном в Баткенской области подчеркивают низкий потенциал кыргызских сил безопасности. Правительство США выразило заинтересованность в тесном двустороннем сотрудничестве в области безопасности и в интересах Соединённых Штатов. Отношения будут формироваться на основе двустороннего соглашения, которое обеспечивает дополнительную подготовку и помощь. Однако риски, связанные с достижением этой цели (американской), могут быть сорваны активным участием России по линии ОДКБ и КНР по линии ШОС. Миссия США намерена снизить эти риски путём установления и поддержания диалога с широкой аудиторией, силами безопасности и обороны Кыргызстана через активное привлечение кыргызов в различные форумы (Центральная Азия 5 + 1 США и ООН)». 

Проше говоря, американцы намерены и дальше усиливать своё влияние в Кыргызстане по всем фронтам. В том числе через манипулирование мнением населения посредством подконтрольных СМИ и блогеров. Наверняка в ход пойдёт излюбленная американская тактика – «накрутка» кыргызстанцев против сотрудничества Кыргызстана с Россией и Китаем, а также использование неправительственного сектора на митингах и акциях протестов, как это уже было не раз.

Сможет ли Москва что-либо реально противопоставить этой наступательной стратегии? Увы, складывается впечатление, что её возможности в этом плане крайне ограничены. И это вполне может привести к постепенному откату пророссийского сегмента информационного пространства Кыргызстана на самые его задворки. 

Вашингтон будет, как и прежде, настраивать население Кыргызстана против членства республики в ОДКБ и ШОС, тем самым повышая для неё угрозу со стороны террористических группировок, окопавшихся в Афганистане. Можно предположить, что американцы способны развязать и очередной военный конфликт на кыргызско-таджикской границе для дальнейшей эскалации хаоса в контролируемой ОДКБ центральноазиатской зоне. То есть для ослабления позиций России в Центральной Азии на фоне СВО на Украине.   


Специально для StanRadar.com



: 0

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Последние новости
Обязательно надо посадить Сооронбая Жээнбекова, - депутат
Вчера, 16:46
Если Акаев и Бакиев невиновны, то и им нужно дать статус экс-президента, - депутат
Вчера, 16:40
Членов «Бутун Кыргызстана» обвиняют в незаконном трудоустройстве в Жогорку Кенеш
Вчера, 16:37
Экс-глава ГКНБ Мурат Суталинов сменил фамилию
Вчера, 16:37
В суд по июньским событиям — 2010 Алмазбека Атамбаева привезли на скорой помощи
Вчера, 16:34
В суд по ошской трагедии 2010 года вызовут Садыра Жапарова
Вчера, 16:15
В торговом центре Bishkek Park произошел пожар
Вчера, 16:13
Гражданин Китая хотел вывезти из Кыргызстана самородки золота на 1 миллион
Вчера, 16:11
В ГКНБ ответили на обвинения в прослушке депутата Эмиля Жамгырчиева
Вчера, 12:25
В Жогорку Кенеше предлагают запретить вызывать депутатов на допросы
Вчера, 12:23
В Бишкеке убийство раскрыли благодаря системе идентификации лиц
Вчера, 12:22
МИД просит Литву помочь с экспортом кыргызской продукции в Европу
Вчера, 10:41
Депутатов, заявивших о коррупции в Генпрокуратуре, вызвали на допрос
Вчера, 08:06
Еще одно сообщение о бомбе. Милиция оцепила здание школы № 62
30-11-2022, 18:48
В школе-гимназии №67 саперы ГКНБ проверяют информацию о бомбе
30-11-2022, 16:47
Племянница Садыра Жапарова создала свою брендовую одежду
30-11-2022, 16:43
В Бишкеке произошло разбойное нападение — забрали 200 тысяч долларов
30-11-2022, 14:08
Незаконно пересекший границы специальной игорной зоны иностранец будет наказан
30-11-2022, 12:59
В доме и машине депутата нашли прослушку. В парламенте требуют разъяснений
30-11-2022, 12:58
Условия в женских колониях правозащитники оценивают как жестокое обращение
30-11-2022, 12:55
В парламенте вспомнили о зависших уголовных делах на экс-депутатов
30-11-2022, 12:53
Назначать мэров городов Бишкека и Оша путем выборов предлагает депутат
30-11-2022, 12:52
Садыр Жапаров и совет аксакалов обсудили прошедший курултай
30-11-2022, 12:49
Восемь кыргызстанцев заболели в России менингитом
30-11-2022, 09:31
Темирлан Султанбеков избран вице-президентом Социнтерна
30-11-2022, 09:30
Бишкектеплосети не могут подключить к центральному отоплению новые "элитки"
30-11-2022, 07:31
Стало известно, кого привлекли за убийство Доо Чынгыза
29-11-2022, 18:07
Соцфонд: Сообщение о регистрации пенсионеров — фейк
29-11-2022, 18:05
В КР пострадавшим в конфликте на границе жителям списали кредиты почти на 20 млн сомов
29-11-2022, 14:47
Депутат предлагает выдворять за домашнее насилие из дома на месяц
29-11-2022, 14:41
Белый Парус в Яндекс Новостях
У соседей
Президентская команда Токаева: кто кого и с кем..., - Данияр Ашимбаев
Вчера, 08:41
Мажоры Старого Казахстана против Токаева
Вчера, 08:29
Клебанов и другие олигархи должны возместить ущерб народу и государству – мажилисмен
Вчера, 08:27
Спикер Госудмы прокомментировал частые визиты представителей США в Центральную Азию
30-11-2022, 07:48
Торговля, инвестиции и французские школы. Что обсудили в Париже Токаев и Макрон?
30-11-2022, 07:45
«Тройственный газовый союз»: пресс-секретарь Токаева раскрыл детали переговоров с Путиным
30-11-2022, 07:43
Путин предложил Токаеву создать союз России, Казахстана и Узбекистана
29-11-2022, 10:47
Президент Казахстана в Москве: знаковый визит в непростых обстоятельствах
29-11-2022, 10:19
«В Казахстане происходит" революция "сверху» - кыргызский политолог
29-11-2022, 10:17
Посол США нагло лжёт о «мирном характере» американских биолабораторий в Казахстане
29-11-2022, 08:59
Запад послал Токаеву сигнал
29-11-2022, 08:58
Ты их в дверь - они в окно: "Корпус мира" снова лезет в Узбекистан
29-11-2022, 08:57
Мировые новости
США решили тренировать больше украинских военных
Вчера, 09:17
В Совфеде назвали признак непримиримого раскола в США
Вчера, 09:15
Экономист рассказал о признаке приближающегося кризиса
Вчера, 08:49
Франция начала работу по созданию спецтрибунала над Россией
Вчера, 08:47
Весь атомный сектор Франции не смог обойтись без одного уральского завода, - Le Monde
Вчера, 08:43
ЕС "подсел" на российский СПГ и платит миллиарды за его поставки, - Bloomberg
Вчера, 08:20
Москва пообещала сбивать над Украиной американские спутники
30-11-2022, 18:53
Нарышкин: Польша форсирует подготовку к аннексии Западной Украины
30-11-2022, 18:47
МИД России напомнил об обстрелах НАТО энергетической инфраструктуры Югославии в 1999 году
30-11-2022, 09:47
Центробанк РФ предложил недружественным странам уступки за смягчение санкций
30-11-2022, 09:36
В Кремле заявили о невозможности переговоров с Украиной
30-11-2022, 08:35
Кудрин заявил о планах работать в "больших проектах" с частным бизнесом
30-11-2022, 08:14
Белый Парус на Facebook

Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп с 28 ноября по 4 декабря 2022 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном

Подробнее »


Термо Дом Tehnoinvest Махаля
Курс валют НБКР
На 02.12.2022
USD 84,4500
EUR 88,2165
KZT 0,1803
RUB 1,3859