Интергласс
Белый Парус
Почему казахи не создали ничего подобного кыргызскому историческому фильму "Курманжан датка" ?
Автор - Админ    13-12-2020, 13:21
Древние казахские бии (мудрецы-ораторы) призывали к справедливости и честности в знаменитом афоризме "Ақты ақ деп бағала, қараны қара деп қарала" (дословно: "Называй/оценивай белое как белое, а черное - разоблачай как черное"). Так и мы, после просмотра фильма кыргызского режиссера и продюсера Садыка Шер-Нияза "Курманжан-датка" (2014) готовы присоединиться к высокой оценке данной исторической эпической драмы, удачной экранизации жизни великой женщины, предводительницы алайских кыргызов XIX века Курманжан-датка, и искренне порадоваться за успех братского народа (идея создания фильма принадлежит Ж.Джолдошевой).

Ибо даже пытливый, рентгеновский взгляд ученого-историка не может выявить в кинематографическом творении под названием "Курманжан датка. Королева гор" никаких ляпов и погрешностей - прежде всего с точки зрения отображения прошлого, костюмов, психологии и моделей поведения людей того времени (кроме одного небольшого, как мы поняли, сознательно допущенного авторами анахронизма, об этом позже).

Подобрана прекрасная команда актеров, прежде всего исполнительница главной героини в возрасте 16-40 лет Элина Абайкызы, все другие…Молодая Курманжан - благородная и статная восточная красавица, глядя на которую, помимо всего прочего, зрители получают ясное представление о туранской расе Центральной Азии. Также прекрасен и реалистичен в культурно-генетическом плане ее супруг Алымбек-датха (актер Азиз Мурадилаев).

…А вот наши казахские режиссеры почему-то всегда переигрывают с излишней монголоидностью при подборе актеров и тем самым грешат против науки, создавая ложное представление о расово-антропологическом типе предков, также о национальных эстетических идеалах. Некоторые из них, как мы догадываемся, забыв о правде истории и имидже нации, недобросовестно рассчитывают данной "узкоглазой изюминкой" привлечь внимание падких до экзотики западных экспертов, дабы заполучить приз на международных кинофестивалях.

Но не таковы кыргызы и узбеки! Они как истинные патриоты никогда не идут на подобные дешевые и предательские приемы и способы прославиться, а еще на излюбленный деисламизированными казахскими режиссерами "ход конем" - разбавлять исторический фильм эротическими вставками, пикантными сценами. Даже великого Абая и Аблайхана (Абулмансура), не говоря о всяких "келин" и "шалов" норовят, что называется, затащить в постель, так или иначе привязать к чувственным сценам.

Совсем иной уровень - вечная историческая драма "Курманжан датка". Есть в той картине до боли прекрасная и выстраданная любовь, и даже смелое первое (!) признание в любви благородному беку благородной и ищущей свою ровню алайской девушки, но это - совсем другое… Фильм кыргызских мастеров - яркий пример того, что без всякой дешевой эротики, без муссирования монголоидности или первобытной "массагетской" воинственности пр. можно завоевать любовь и популярность миллионов зрителей, самое главное - своего отечественного зрителя, вселить свет и благородный дух в сердца своих кыргызов и казахов, а не гоняться за иностранными премиями. Хотя "Курманжан датка" высоко оценили также на престижных международных кинофестивалях, а в 2014 г. фильм был выдвинут от Кыргызстана на соискание премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

Фильм "Курманжан-датка" - почти шедевр, прекрасный художественный исторический фильм, где играют талантливые актеры, звучит прекрасная музыка, демонстрируются впечатляющие пейзажи, зеленые долины и склоны Алайского хребта, раскрывается самобытность кочевого общества кыргызов - мужчин и женщин, знатных и рядовых общинников, живущих идеалами предков, одетых в красивые, настоящие, т.е. грамотно, детально воссозданные исторические костюмы...

Через визуальное и вербальное повествование о судьбе и деятельности матери кыргызского народа, поэтессы, государственного и военного деятеля XIX века Курманжан-датка создатели фильма сумели передать гордый нрав алайцев, их мусульманское и тюркское самосознание, нравственность, стремления и мечты маленького сообщества горцев и всех кыргызов в сложный период их истории.

Историческое полотно достойно представляет традиционную культуру и прошлое современной Киргизии, увековечив при этом одну из самых величайших личностей ее национальной истории (возможно, после легендарного Манаса), гордость тюркского мира и всей Центральной Азии - Курманжан-Ана - ту, которую нарекли при жизни "алайской царицей", которая имела мусульманский княжеский титул "датха" от среднеазиатских ханов и звание полковника Российской императорской армии.

Посредством уместных эпизодов диалога и дискуссий, идейной и военно-политической борьбы благородных правителей, мудрых женщин, сражавшихся за свободу и достойную жизнь народа, в фильме адекватно отражены перипетии истории кыргызов второй половины XIX века. При этом нет напыщенности и излишней героизации, нет никакой бутафории (как случается у нас при создании фильмов, типа "Казахское ханство" или "Томирис"). Актеры играют искренне, проникновенно, мастерски, без капли фальши, по-настоящему вживаются в роль, так что могут передать зрителю всю гамму и оттенки своих переживаний, любви, надежды, тревог, радости, боли и страданий героев.

Кстати, в фильме не замалчиваются, а спокойно и честно отражаются трагические события в жизни Курманжан и ее детей, оказавшихся в тисках русского царизма, а еще ранее подвергавшиеся репрессиям со стороны Коканда (у нас же, у казахов, до сих пор в исторических фильмах есть только один единственный враг предков - это джунгары; благо, что такого этноса сейчас не существуют, он был истреблен китайцами в XVIII веке, поэтому наши режиссеры и министры культуры могут быть спокойны за свою "политкорректность").

В то же время образ даже такого явного исторического врага, как царская Россия, интерпретируется диалектически, конечно, с опорой на факты и документы, на историческую память народа. Поэтому мы видим генерала М. Скобелева, первого военного губернатора Ферганы - как человека более гуманного, чем последующие главы колониальной администрации, который чтил "царицу гор", назвал Курманжан-датка матерью, а себя - ее сыном.

И тем более не лепится образ врага из узбекских ханств (у нас же, опять таки умудрились даже в отношении XV века показать казахов и узбеков лютыми врагами, фильм "Казахское ханство"). Несмотря на то, что в кинокартине красной нитью проходит идея борьбы за свободу от кокандского владычества, но это не превращается в идею противопоставления себя Средней Азии и мусульманскому миру. На самом деле формула проста: следуй источникам и документам, ничего не выдумывай, показывай историю такой, какая она была на самом деле.

А история была такова, что супруг Курманжан и сама она честно служили Кокандскому ханству, считая это полиэтническое центральноазиатское государство своим государством, его правителя - своим монархом. Особенно важно, что как положительный персонаж показан эмир Бухары Музаффар, человек честный и справедливый, который ценил Курманжан и ее супруга, был недовольный агрессивной политикой Коканда (как известно, это было менее цивилизованное ханство, чем Бухара).

И когда вторглись русские, все сыновья Курманжан отчаянно сражались вместе с кокандцами против "кафиров", а Абдилдабек не смог смириться с принятием российского подданства и эмигрировал в Афганистан, откуда он обещает вернуться с большим войском и "освободить родную землю от ног неверных". И все это показано в фильме, ведь историческую правду нельзя скрывать…

Отрадно, что в фильме не принижается и не маскируется роль и значение ислама и мусульманской идентичности кыргызов (в казахской же киноиндустрии до сих пор процветает позорная исламофобия). Алымбек-датка был коварно убит во время намаза, Курманжан-датка показана как особа, прекрасно знающая мусульманский "адаб", которая в обращении к эмиру благодарит его высочество за "мусулманчылык", т.е. качества, присущие личности мусульманина и их лидеров, верность религиозным обычаям.

Хорошо реконструированы именно модели традиционного местного ислама, сращенного с суфизмом, с более гибким, диалектическим взглядом на жизнь, присущим ханафитскому толку суннизма. Так, в самом начале фильма мы имеем возможность соприкоснуться к сакральному ритуалу "зиарат" (посещение могилы святого или живого медиума), который хотя и отрицается книжным исламом, но вполне допустим в региональном традиционном исламе.

Но если бы наши казахи тут же начали перебарщивать с их любимым шаманизмом, одели святого вопреки исторической реальности XIX века в древнеязыческие одеяния, дали в руки бубен, велели ему кричать, топать и плеваться, то здесь полное совпадение с духом господствовавшей религии и образцами высокого суфизма: маленькую Курманжан благословляет и предсказывает ей великое будущее кыргызский святой-манасчи мусульманского толка, который ведет себя подобающе, как суфийствующий аскет.

Итак, "быть верующей мусульманкой" одновременно не мешало матери кыргызского народа быть истинной тюркской женщиной, превосходной наездницей (кстати, в фильме имеется захватывающий эпизод погони в горах, когда главная героиня, одетая в шелковый чапан лилового цвета, показывает настоящее мастерство жокея), оставаться типичной киргизкой, живущей в юрте, говорить или петь на родном языке. Хотя известно, что Курманжан как поэтесса прекрасно владела и писала на фарси и чагатайском языке. И в этой связи надо сказать, что в фильме есть один анахронизм, касающийся древнетюркского письма, на котором якобы читает и пишет главная героиня.

Любой историк ответит, что тем более в XIX веке на территории Киргизии, да и всей Евразии древнетюркский алфавит был давно уже забыт (открыт вновь В. Томсеном), будучи эволюционно вытеснен в ходе исламизации. При этом, как писал академик В. В. Бартольд, никто не боролся с древними письменами и памятниками, просто языческие древние культуры не выдерживали естественной конкуренции с намного превосходящей их более сильной цивилизационной системой, в том числе с арабицей (см. собрание сочинений В.Бартольда в 9-ти томах). То есть рунический алфавит перестал использоваться местными тюркскими народами уже в X-XIV вв., когда предки полностью перешли на арабское письмо.

Великая Курманжан, безусловно, писала арабской вязью. Создатели фильма сознательно допустили единственный исторический анахронизм - показывая героиню как грамотную по-древнетюркски. И это в принципе можно понять, ибо уж очень хотелось им показать древние корни нашей общей культуры, да и фильм все-таки художественный, а не документальный.

По сравнению с творцами казахских исторических фильмов, которые пользуясь творческой свободой и пренебрегая историческими фактами, всегда позволяют себе вольности и пускаются в неуемные фантазии (произвольно изменяя и придумывая новую биографию для великого Абулмансура-Абылая, фильм "Кочевник"), братья-кыргызы, можно сказать, почти не погрешили против истории, оказавшись на высоте. Не зря еще в советскую эпоху киностудия "Киргизфильм" была сильнее "Казахфильма", и снимала хорошие по тем временам фильмы, полюбившиеся всесоюзному зрителю.

И наконец, стоит заметить, что популяризация жизни и деятельности великой правительницы Курманжан-датха, как и других, имевших место в истории фактов правления в средневековых мусульманских государствах представительниц прекрасной половины человечества (например, в Коканде Надира-бегим, в Индии - Разия-султан; у казахов - Айганым-султан, женщины-бии и волостные правители Степи) способны развеять христианоцентристский и советский миф о тотальном угнетении женщины на мусульманском Востоке, а также дать отпор салафитской идеологии с ее тезисом о недопустимости активности женщины в политике и государственной жизни стран.

Назира Нуртазина,
доктор исторических наук
(Казахстан)

ЦентрАзия 

: 0

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Последние новости
Как пополнить Токтогульское водохранилище. Ноу-хау от депутата
Вчера, 19:49
Текебаев пытается вернуть депутатский мандат через суд.
Вчера, 19:47
Во что превратили бишкекский парк Кычана Джакыпова
Вчера, 19:44
На Иссык-Куле спасены 17 человек, которых на катамаранах унесло далеко от берега
Вчера, 19:39
Депутат — главе Нацбанка: Вы всегда прикрываетесь президентом
Вчера, 15:26
Садыру Жапарову рассказали, как чиновники мешают бизнесу
Вчера, 15:19
Садыр Жапаров: За саботаж и бюрократию чиновники сядут за решетку
Вчера, 15:16
Не смешно!... Генпрокуратура станет ключевым органом по защите бизнеса
Вчера, 15:15
Садыр Жапаров поручил создать антикоррупционный деловой совет
Вчера, 12:32
Перед кабмином стоит задача по оптимизации государственного сектора
Вчера, 12:25
В парламенте поссорились депутаты от фракции «Ата Мекен»
Вчера, 12:22
Антикоррупционная служба ГКНБ Кыргызстана будет расформирована
Вчера, 12:21
В парламенте призывают защитить Ботанический сад
Вчера, 12:20
Садыр Жапаров прокомментировал дело Генриха Баляна
Вчера, 12:19
Личный оператор президента стал замдиректора ОТРК
Вчера, 12:16
81 депутат просит изменить меру пресечения Асылбеку Жээнбекову
Вчера, 10:11
Посол Кореи на встрече с главой МИД поднял вопрос долга КНУ им.Баласагына
Вчера, 08:01
Конфликт со стрельбой устроили кыргызстанцы в Москве
Вчера, 07:57
Во фракции «Ата Мекен» в третий раз сменился лидер
22-06-2021, 19:59
Садыр Жапаров отреагировал на некорректное высказывание депутата о дунганах
22-06-2021, 19:58
В случае обострения пандемической ситуации повторные выборы в Бишкеке, Оше и Токмаке перенесут
22-06-2021, 16:45
Депутатов призывают не уходить на каникулы и принять поправки в законы о выборах
22-06-2021, 16:42
В Таласе произошел конфликт между сотрудниками ГКНБ и отдыхающими
22-06-2021, 16:40
МЧС получит вертолеты из России и мобильные госпитали из Китая
22-06-2021, 12:21
В Кемине 16-летнюю школьницу нашли убитой
22-06-2021, 12:18
Между приставами и родственниками Бабанова в суде произошла перепалка
22-06-2021, 12:16
В Бишкеке на линию вышли новые автобусы
22-06-2021, 12:14
Юристы выступают против новой редакции кодексов. Они противоречат Конституции
22-06-2021, 09:23
В КР для расширения рудника близ села Терек-Сай могут быть переселены 62 домовладения
22-06-2021, 07:39
«Черный июль» опять повторится?
21-06-2021, 20:34
Белый Парус в Яндекс Новостях
У соседей
Сергей Шойгу прокомментировал ситуацию в Афганистане
Вчера, 15:28
Ашхабад стал самым дорогим городом для проживания иностранцев
Вчера, 12:59
Назначен новый спецпредставитель ЕС по Центральной Азии
Вчера, 12:33
База Турции в Азербайджане - вызов для России
Вчера, 08:21
Узбекистан снова стал требовать ПЦР-анализ при въезде в страну
Вчера, 07:55
Двух выпускников ашхабадской школы подозревают в отравлении учительницы
Вчера, 07:37
ГКНБ Таджикистана: более 100 афганских военнослужащих отступили на таджикскую территорию после столкновения с талибами
Вчера, 07:35
Казахстан получает из Кыргызстана половину согласованного объема воды из-за ее дефицита
22-06-2021, 10:01
Кто составит конкуренцию Мирзиёеву на грядущих выборах
22-06-2021, 09:58
Студентов вузов в Узбекистане призывают не вступать в новосозданные партии
22-06-2021, 09:34
Братскую могилу сарматских воинов нашли на западе Казахстана
22-06-2021, 09:33
Конституционный совет считает эффективным «сотрудничество» Токаева и Назарбаева
22-06-2021, 09:32
Мировые новости
В Германии заявили о подготовке к войне с Россией
Вчера, 08:05
Ученые определили наиболее подверженных депрессии людей
Вчера, 08:03
США ответили на планы России и Китая избавиться от доллара
Вчера, 07:42
Байден узнал зарплату пожарных в США и ударил кулаком по столу
Вчера, 07:40
Путин одобрил госпрограмму вживления микрочипов в мозг
Вчера, 07:33
Лукашенко призвал немцев «встать на колени» перед белорусами
Вчера, 07:30
В Кремле ответили на вопрос о дискриминации непривитых россиян
Вчера, 07:00
Путин обвинил США в организации госпереворота на Украине в 2014 году
Вчера, 07:00
История китайской вазы, или провал Байдена в Женеве, - Le Temps
22-06-2021, 09:55
Над Госдепом поднимут радужный флаг в поддержку ЛГБТ-сообщества
22-06-2021, 09:45
Набиуллина назвала негативные последствия от раздачи денег россиянам
22-06-2021, 09:40
Кремль назвал ревакцинацию неизбежной
22-06-2021, 09:37
Белый Парус на Facebook

Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп с 21 по 27 июня 2021 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в Еженедельном общем

Подробнее »


Термо Дом Tehnoinvest Махаля
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru