В очередном выпуске рубрики "Туркмены Мира" обсуждаем последние события в Белоруссии и их отголоски в Туркменистане.
«Никто даже не вспомнил о Белоруссии», сказал 13 августа источник в Туркменистане о своих наблюдениях внутри страны в разговоре с Радио Азатлык. «События в Белоруссии никто не обсуждает», повторил он.
«Людей только беспокоит распространение болезни и возобновление учёбы», говорит другой источник из Балканабада.
Но как рассказал Радио Азатлык представитель туркменской интеллигенции, всё-таки находятся люди, неравнодушные к белорусским событиям и обсуждающие между собой возможное воздействие этих волнений на политическую жизнь Туркменистана.
В этом выпуске передачи представляем мнения наших источников внутри страны, а также эксперта по Центральной Азии Брюса Панниера
в разговоре с Радио Азатлык.
Фундаментально разные условия«Конечно, ситуация в Белоруссии резко отличается от Туркменистана. Условия, приведшие к нынешним событиям в Белоруссии, нельзя сравнивать с имеющими место условиями в Туркменистане. Потому что на выборах в Белоруссии против действующего президента выступил реальный оппозиционный кандидат. В Туркменистане пока невозможно даже представить такую возможность. Это одна из основных отличий.
Ещё одно отличие — это то, что во всех уголках Белоруссии есть густонаселённые города и городки. Весть о протестах очень быстро распространялась из одного городка в другой через людей или по телефону. Там на протестные выступления в 30-тысячном городке, при условии работы средств связи, можно привлечь населения близлежащих городов и собрать 100 тысяч человек. Несмотря на то, что в Туркменистане есть крупные города, они расположены далеко друг от друга и между ними раскинуты пустыни.
Если в Туркменабаде что-то случается, будет трудно сообщить об этом в Мары, в Дашогуз или другие города, это займёт много времени. Если силы безопасности окружат один город, будет практически невозможно сделать так, чтобы информация оттуда дошла до соседних населённых пунктов. Поэтому события в Белоруссии кардинально отличаются от возможных событий в реалиях Туркменистана. Туркменские власти, хотя мне не хочется это констатировать, в этом отношении находятся в безопасной позиции», говорит Брюс Панниер.
Источник из Туркменабада в разговоре с Азатлыком 13 августа высказал мнение о том, что не может представить, чтобы события подобные белорусским произошли в Туркменистане и привёл несколько аргументов.
По его мнению, в Туркменистане большинство граждан не знают своих прав. «В течение 30 лет люди привыкли к бесправию в каждодневной жизни. И будет трудно изменить это условие среди нашего народа», отметил он.
Кроме того, говорит он, ограничение потока информации внутри страны способствует сохранению статус-кво.
Источник отметил, что среди его знакомых, кто интересуется событиями в Белоруссии, следят за ними в основном по российским телеканалам, а в них нет объективного освещения белорусских протестов.
А какой урок могут вынести туркменские власти из белорусских волнений?
По мнению Брюса Панниера, не только туркменские власти, но и власти во всех центральноазиатских странах на эти события будут смотреть не с точки зрения народа, а с точки зрения власти, то есть они будут искать ответы на такие вопросы, как «какую ошибку допустил Лукашенко, как он допустил такой уровень недовольства и волнений?»
Урок для властей«К сожалению, когда случаются такие события, не только в Туркменистане, но во всех странах Центральной Азии власти вместо того, чтобы задуматься над тем, каковы причины такого недовольства народа, они задумываются на тем, «как силы безопасности могли допустить эти события» и выводы сходятся к тому, что «силы безопасности должны усиливать давление, предпринимать очень жёсткие меры, пресекать на корню любые попытки до того, как они примут такой размах». Если они и вывели какой-то урок из событий в Белорусии, то он будет на поиске ответа на вопрос «какую ошибку допустил Лукашенко, как он допустил такой уровень недовольства и волнений?».
Источник Азатлыка из Балканабада, ссылаясь на свои наблюдения, отметил, что среди его друзей и знакомых нет таких, кто интересовался бы событиями в Белоруссии и, что у людей и без этого много других забот.
«Людей только беспокоит распространение болезни и возобновление учёбы», говорит наш собеседник.
Отметим, что в эти дни в Туркменистане родители школьников с беспокойством готовятся к новому учебному году в условиях ухудшающейся ситуации с распространения коронавируса. Впрочем, власти Туркменистана продолжают утверждать, что на территории страны не зарегистрировано ни единого случая заражения коронавирусом.
Между тем, один из представителей туркменской интеллигенции в разговоре с Радио Азатлык 13 августа отметил о
неразрешённом споре между Белоруссией и Туркменистаном по поводу непокрытых расходов на строительство Гарлыкского горно-обогатительного комбината. По его мнению, этот вопрос вряд ли разрешится даже с уходом Лукашенко от власти.
Белорусская компания «Белгорхимпром» на основе контракта с туркменским госконцерном «Туркменхимия» в 2017 году построила в Гарлыке калийный завод. Туркменское правительство объявила, что стоимость этого проекта составила 1 миллиард долларов США. Но между двумя странами возникли ряд разногласий в связи со строительством данного завода. Туркменская сторона в 2018 году подала жалобу на «Белгорхимпром» в международный арбитражный суд.
14 августа в Белоруссии шестой день подряд продолжались народные протесты. По сообщениям СМИ до пятницы были задержаны более 6 тысяч демонстрантов и погибли 2 человека.
«Туркменов заботит хлеб насущный, а белорусов выборы»Эксперт по Центральной Азии Брюс Панниер в разговоре с Азатлыком вспомнил об участившихся в последние месяцы протестных выступлениях туркменистанцев в Турции, Северном Кипре и Соединённых Штатах и сравнил белорусские события и мотивацию туркменской диаспоры.
По его мнению, протесты, организованные туркменской диаспорой за рубежом, играют важную роль в привлечении внимания международной общественности, особенно западных стран к ситуации и политическим реалиям в Туркменистане. Но, отметил эксперт, мотивации протестов в Белоруссии отличаются от тех, что вызвали политическую активность среди туркменских мигрантов.
«Если говорить о недовольстве среди народа, то многие соглашаются на том, что в Белоруссии в целом уровень жизни неплохой. Источником недовольства белорусов является отсутствие перемен. Такое недовольство есть и в Туркменистане, но там на него наслаивается ухудшение социально-экономической ситуации. Это основная разница. Условия жизни в Туркменистане ухудшаются с каждым днём. Выжить в Туркменистане становится беспрецедентно трудно», сказал Панниер, добавив, что, когда ухудшается жизнь населения, которое теряет надежду на завтрашний день, это обычно приводит к серьёзным волнениям.
«Исчезает надежда на завтрашний день. Люди в Туркменистане осознают, что завтра будет гораздо хуже, чем сегодня, тогда, как в Белоруссии проблема состоит в том, что завтра будет таким же как сегодня и никаких перемен не предвидится. В Туркменистане у правительства на руках есть эта проблема. Они не могут справиться со многими проблемами в стране», сказал эксперт, отметив проблемы в системе здравоохранения, экономике, высокий уровня безработицы, обостряющийся продовольственный кризис, нехватку наличности.
«Как я сказал, многие в Туркменистане, просыпаясь утром думают о том, что сегодня будет трудно, но завтра буде ещё хуже», говорит Панниер.
В этих условиях, предполагает он, туркменские власти могут только использовать органы безопасности для того, чтобы подавлять любого рода недовольство народа, любые жалобы на ухудшение жизни, не говоря уже о попытках протестов.
Кроме того, правительство Туркменистана уже долгие годы не предлагает никаких реальных решений экономическим проблемам, добавил эксперт.
Государственные СМИ молчатМинск в данный момент является столицей Содружества Независимых Государств. Штаб-квартира СНГ расположена в столице Белоруссии. Какое влияние могут оказать белорусские события на другие страны СНГ? Окажут ли какое-либо влияние вообще?
«Это зависит от того, насколько люди будут осведомлены о событиях, продолжающихся в Белоруссии. Например в Казахстане и Кыргызстане людей в той или иной степени знают, что происходит в Белоруссии. Но в туркменских СМИ, по крайней мере в тех медиа-ресурсах, которые я недавно просмотрел, об этом ничего не сообщают. Как обычно, это то, что я ожидал от туркменских средств массовой информации. Туркменские государственные СМИ обычно не пишут о таких событиях. Например, они полностью игнорировали события, когда в Казахстане власть перешла от Назарбаева Токаеву», говорит Панниер.
Власти в Туркменистане, говорит он, не хотят, чтобы граждане внутри страны что-нибудь знали о подобного рода событиях, происходящих за её пределами.
Государственные средства массовой информации до сих пор хранят молчание о продолжающихся волнениях в Белоруссии.
Более того, президент Туркменистана Гурбангулы
Бердымухамедов, до сих пор (14 августа), не направил своему белроусскому коллеге Александру Лукашенко поздравлений по случаю переизбрания на высший пост.
Уважаемые читатели, а какого мнения вы о возможном влиянии народных протестов в Белоруссии на политическую жизнь в Туркменистане? Как вы смотрите на события на постсоветском пространстве, в странах СНГ? Пишите своё мнение в комментариях на сайте Азатлыка.
Азат.Хабар