Депутаты сорвались — они пожаловались полпреду президента, что больше не хотят терпеть издевательства со стороны вице-премьера Эдиля Байсалова.
Только назначенный Байсалов 13 октября пришел в «Азаттык» и изложил новую идеологию исполнительной власти в соответствии с новой Конституцией — депутаты никто. По его словам, новое правительство будет работать с 45-55 депутатами, остальные их не волнуют, пусть хоть сквозь землю провалятся. Теперь президентская республика Садыра Жапарова будет работать, а не слушать нытье депутатов, которое стало чуть ли не законом, провозгласил он тогда.
Оказалось, лишить депутатов полномочий де-юре не всегда означает лишить депутатов полномочий де-факто. Кандидат на должность посла Идрис Кадыркулов пережил волнительные моменты, когда комитет ЖК отклонил его кандидатуру. После этого выяснилось, что у депутатов нет полномочий рассматривать кандидатуру на пост посла.
Тем не менее, 19 января Байсалов провел, как он сам написал, «удивительные 9 1/2 часов в зале заседания Жогорку Кенеша». По его словам, в других странах, включая демократические, не проводят каждую неделю экстренные обсуждения на общем заседании.
Депутатов можно понять. С одной стороны, им больше нечего обсуждать и заседания ЖК приходится отменять. С другой стороны, «экстренных» событий в стране много — то электричество по всей стране исчезнет, то опять вооруженный конфликт или депутат не хочет сдавать мандат. Наконец, когда им проводить «экстренные» заседания, не в выходной же день.
Депутаты, если им действительно делать нечего, могут перенять опыт демократических стран и научиться приему филибастера (от англ. filibuster). Это старый способ затягивания времени политиками, чтобы не позволить принять то или иное решение. Обычно это происходит в парламенте страны. Например, рекорд выступления в Конгрессе США принадлежит сенатору Строму Термонду, который в 1957 году проговорил 24 часа 18 минут.
План простой — приглашают членов правительства и говорят, пока они не умрут с голоду. Разве не это настоящая демократия?
: 0