депутаты фракции «Ата-Журт Кыргызстан» Нурланбек Шакиев и Женишбек Токторбаев инициировали слушания по ситуации на границе в Баткене за закрытыми дверями. Похоже, сторонники К.Ташиева в парламенте решили разъяснить депутатам реальную ситуацию на границе.
Демаркация границы с Узбекистаном и Таджикистаном была главным обещанием после прихода к власти президента Жапарова и его соратника Ташиева. 19 ноября 2020 года было объявлено, что новым руководителем межправительственной делегации по делимитации и демаркации государственной границы назначен глава ГКНБ Камчибек Ташиев. Глава делегации принялся за активную челночную дипломатию, посещая Ташкент и Душанбе, иногда без сообщения в СМИ.
«Последний протокол был подписан в 3 часа ночи. Они упирались, мы упирались», - так он описывал ход переговоров в декабре 2020 года и в феврале 2021 года. Единственный опубликованный протокол — это протокол от 1 мая 2021 года за номером 39. Первой его опубликовала таджикская сторона 5 мая.
26 марта Ташиев дал большую пресс-конференцию, на которой он объявил о достигнутых договоренностях с Узбекистаном. «Мы с узбекскими коллегами пришли к обоюдному согласию. Никаких проигравших или выигравших сторон нет», - пояснил он. В апреле в Узгене начались митинги против достигнутых договоренностей, в частности, против передачи левого побережья Кемпир-Абадского (Андижанского) водохранилища. Пока о переговорах с узбекской стороной дополнительной информации не слышно.
Тогда же Ташиев объявил о двух предложениях Таджикистану. «Первое — мы на законном основании измерим границы анклава и он больше не будет расти. Но мы дадим анклаву дорогу по своей территории только для пользования, чтобы они могли заехать. Второе еще жестче — мы готовы обменять анклав Ворух. Если они нам оставят эту территорию анклава в 12 тыс. га, мы готовы дать 12 тыс. га в других районах Баткенской области. Мы даже дали перечень этих участков. Но пока таджикская сторона не ответила», - рассказал он.
29-30 апреля на границе с Таджикистаном начался самый крупный конфликт, который унес жизни 36 кыргызстанцев: 33 мирных жителей и 3 военнослужащих.
29 июня 2021 года в Душанбе с визитом побывал президент Жапаров. 6-часовые переговоры не дали результатов. В октябре он приоткрыл детали переговоров — Рахмон запросил 210 тысяч гектаров Баткенской области по картам 1924 года.
За 14 месяцев интенсивных переговоров ситуация на границе остается неразрешенной и постепенно погружается в политику. В нашей внутрикыргызской политической повестке это может быть одним из симптомов вызова с целью ослабления центральной власти. Так, обнародованный еще 6 мая 2021 года протокол №39 теперь вдруг стал предметом споров.
Сегодня Ташиеву пришлось опровергать, что по протоколу №39 Таджикистану предоставляют коридор в Ворух. «Протокол №39 есть в открытых источниках, просто его довели до такого уровня, будто он является невыгодным для нашей страны. Когда подписывали протокол, мы ввели туда механизмы реализации. Там все четко предусмотрено», - сказал он.
Вывод очевиден — дорогу в Ворух придется давать или 35 тыс. его жителей могут оказаться в блокаде. Альтернативные варианты как с кыргызской, так и таджикской стороны потребуют только силового решения. И это очень опасно. Как и затягивание процесса, которое тоже чревато возобновлением боестолкновений.
: 0