(АКИpress) – Сегодня председатель Конституционного совещания Бекбосун Борубашов раскрыл карты, которые и так все знали: концепция проекта Конституции на совещании остается неизменной — политическая система становится президентской и остается институт Курултая.
Слова Борубашова могут только означать, что фактически на Конституционном совещании идет обсуждение деталей проекта Конституции от 17 ноября, инициированного депутатами Жогорку Кенеша. Это значит, что будет полная демократия и свобода слова при обсуждении предложений, но в конце будут отобраны только нужные поправки в рамках неизменной концепции.
На вопрос о принятой концепции на Конституционном совещании и кто когда это сделал, Борубашов сначала предпочел сделать вид, что не понял вопроса и отослал к концепции проекта Конституции депутатов. Но затем сказал, что как только завершится обсуждение концепции, тогда можно будет сказать, нужен ли премьер-министр или нет. Значит концепцию все-таки будут обсуждать?
Может быть, это к лучшему, что концепцию предопределили заранее, иначе в совещании смысла вообще не было — уже третий день от членов льется поток взаимоисключающих предложений. Так, звучали предложения вернуться к двухпалатному парламенту, поменять название страны на Республика Кыргыз и т.д. Но по традиции, что будет включено в окончательный проект, может решить секретариат в виде Министерства юстиции (министра сделали членом совещания).
Другая традиция — на третий день работы совещания вопросов по процедуре не стало меньше. Единственное решение, которое не вызвало вопросов — обед с 13:00 до 14:00. Вопрос был решен намного легче, чем обсуждение температуры воздуха в кабинетах для сессий с неработающим отоплением.
Пока самым агрессивным оппозиционером на фоне других оказался сторожила (так у АКИпресс - ред.) по правам человека Турсунбай Акун, который после пятиминутного восхваления новой власти спросил, зачем менять часть по правам человека и, если президент берет ответственность за исполнительную власть, зачем тогда нужен глава правительства и заместители главы правительства?
Судя по ответам, включая Борубашова, ответов никто не знает. С другой стороны, откуда ответы, если авторов проекта, который стал концепцией на Конституционном совещании, так и не нашли.
…
Куда «лучше» Конституция Туркменистана, где стабильность и порядок гарантированы 100%. По Конституции этой страны с 1992 по 2008 годы существовал Халк Маслахаты (Народный совет) — высший представительный орган Туркменистана. Его работы долгие годы не была четко определена — количество членов менялось от заседания к заседанию (не реже одного раза в год), обычно цифра приближалась к 3 тыс., некоторые члены избирались, а остальные назначались президентом. По «просьбе трудящихся» его всегда возглавлял президент.
В 2008 году он был трансформирован в Совет старейшин (Яшули Маслахаты). Затем он был упразднен, но восстановлен в редакции Конституции 2017 года. Но почему? Оказался слишком просто исполняют инструментом — аксакалы предлагают решения, власти подхватывают. По данным туркменской редакции «Азаттыка», через данный орган власти проводили официальное оформление абсурдных решений и постановлений. Например, сделать покойного Тукменбаши пожизненным президентом, как и нынешнего президента Бердымухамедова.
Вновь собранный в 2017 году Халк Маслахаты предложил отменить лимитированное бесплатное электричество, газ, воду и соль для туркменов. Какой правитель откажет себе в таком органе?
: 0