Интергласс
Белый Парус
Войны в истории Центральной Азии и новый этноцентризм
 Известно, что большинство государств в современном мире полиэтничны, при этом, как правило, в большинстве случаев этнические и политические (государственные) границы не совпадают. Особенно наглядно это наблюдается в пост- советской Центральной Азии, где государственно-территориальное размежевание в 1924-1925 годах осуществлялось в рамках образованной еще в декабре 1922 года квазифедерации – СССР.Делимитация и демаркация границ между новыми независимыми государствами растянулась на долгие годы и завершилась подписанием двусторонних Договоров о границах между сопредельными государствами. Договоры о делимитации государственной границы Республики Казахстан с Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Кыргызской Республикой подписаны в 2001 году. При этом, вопрос о пересмотре прежних границ не ставился, уточнения носили в основном технический характер.

Распад СССР стал одним из ключевых событий в новейшей истории. Бывшие союзные республики обрели независимость, новую, реальную государственность. Освобождение от прежних оков идеологического подхода придало мощный импульс развитию исторических исследований в пост- советских странах. Тем не менее, наряду с общим прогрессом в исследованиях, обозначились и противоречия в трактовке исторических процессов, попытки мифологизировать со стороны популяризаторов и представителей так называемой  "альтернативной истории", реже – историков, интерпретировать те или иные события, процессы с позиций этноцентризма.

Несмотря на декларативное отрицание приоритета идеологического подхода советских времен, в условиях построения новой государственности исторические исследования помимо познавательной функции, стремительно обрели политическую и идеологическую функции. Еще на начальном этапе, на заре независимости новых пост- советских государств, исторические изыскания стали актуальны как основание государственности, ее преемственности на различных исторических этапах, восходящей к прошлым столетиям, как обоснования территориальной целостности новых независимых республик.

Известно, что большинство государств в современном мире полиэтничны, при этом, как правило, в большинстве случаев этнические и политические (государственные) границы не совпадают. Особенно наглядно это наблюдается в пост- советской Центральной Азии, где государственно-территориальное размежевание в 1924-1925 годах осуществлялось в рамках образованной еще в декабре 1922 года квазифедерации – СССР.

Делимитация и демаркация границ между новыми независимыми государствами растянулась на долгие годы и завершилась подписанием двусторонних Договоров о границах между сопредельными государствами. Договоры о делимитации государственной границы Республики Казахстан с Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Кыргызской Республикой подписаны в 2001 году. При этом, вопрос о пересмотре прежних границ не ставился, уточнения носили в основном технический характер. Сегодня, согласно установившейся после Второй мировой войны системе международных отношений территориальная целостность государств – базовый принцип, не подлежащий пересмотру. В Европе, этнический фактор, наличие взаимных диаспор, ирредент (Франция/Германия, Польша/Литва, Венгрия/Румыния и пр.) не препятствует тесному сотрудничеству соседних стран по всем направлениям.

В отличие от Европы, в новых независимых государствах пост- советского пространства этнический фактор гораздо более значим в условиях еще не сформировавшегося гражданского общества, гражданских (политических) наций. Потому, так или иначе, этнический фактор четко проявлен в общественном сознании, публицистике, популярной исторической литературе и, отчасти в исследованиях историков. Налицо стремление отдельных авторов "открыть" истоки этногенеза, государственности в глубине столетий и даже тысячелетий. Наиболее подробно подобные изыскания, в основном на примере Северного Кавказа и Закавказья, освещены в серии книг и статей этнологом В.А.Шнирельманом. Известен осетино-ингушский этно- территориальный конфликт начала 1990-х годов на Северном Кавказе.

"В частности, покойный чеченский президент Джохар Дудаев в своих речах неоднократно упоминал о родстве чеченцев с создателями древнейших цивилизаций Передней Азии, что якобы давало ему право претендовать на лидерство на Кавказе…

15 октября 1994 г. Северная Осетия официально добавила к своему титулу название "Алания". Тем самым на государственном уровне была подчеркнута линия преемственности между осетинами и аланами, включавшая притязания осетин на аланское наследие, в том числе территориальное. Тем самым на государственном уровне была подчеркнута линия преемственности между осетинами и аланами, включавшая притязания осетин на аланское наследие, в том числе территориальное. Важно, что это было сделано вскоре после кровавых событий в Осетии. Ведь имея в виду все тот же сложный территориальный вопрос, ингуши не склонны ставить знак равенства между аланами и осетинами и утверждают, что аланская общность представляла собой многоязычный конгломерат самых разных народов"

Не менее настойчивые попытки представить историю этноса, историю государственности как можно более древней, характерны и для отдельных авторов новых центрально-азиатских государств. Но здесь это обретает форму борьбы за гуннское, древнетюркское наследие, наследие Чингис-хана и Тамерлана. В Казахстане широкую популярность в обществе, особенно среди молодежи обрели версии непрофессиональных историков Ш.Куанганова, К.Масими, К.Даниярова о древности аргынов, уйгуров, казахов, их роли, участии в известных исторических событиях, процессах эпохи древности. В частности, идеи об аргунах, других тюркских племенах, известных со времен Кира, Александра Македонского в ранних античных источниках. С позиций этноцентризма акцентируется, подчеркивается особая роль какого-либо племени, этнической общности – уйгуров, аргынов либо усуней.

Данные версии не приняты в профессиональном сообществе историков. Тем не менее, этноцентристский подход достаточно четко проявлен и в исследованиях, публикациях ученых-историков. Противоречия, диаметрально противоположная оценка, трактовка событий и процессов в истории Центральной Азии в древности, средневековье, новом и новейшем времени в публикациях позволяют говорить о войнах истории в Центральной Азии.

Ярко выражены противоречия в трактовке истории взаимоотношений узбеков и таджиков, кыргызов и узбеков, казахов и узбеков. За всеми этими дискуссиями проглядывает стремление обосновать этническую атрибуцию территорий в прошлые столетия. Так, в 2010 году в Алматы и Алматинской области общественность отмечала дату – 150-летие Узунагачской битвы, в ходе которой российским отрядом с участием казахских ополченцев, частей были разбиты кокандские войска. Узбекский историк Г.Хидоятов выступил с совершенно иной трактовкой этих и других событий, связанных с историей в центрально-азиатском регионе. Узбекский автор пишет:

"Прежде всего, необходимо отметить, что территория, на которой происходило указанное выше событие, принадлежало Кокандскому ханству. После основания укрепления Верного в 1854 г. (ныне Алмата Г.Х.) российские войска методично продолжали шаг за шагом аннексировать эту территорию несмотря на протесты Коканда… Вся армия в это время воевала с бухарским эмиратом за Ташкент. Так что информация о сорокатысячной кокандской армии в Узун-Агаче является сущим враньем казахских историков".

Автор отмечает, что вслед за Узунагачской битвой 19-21 октября 1860 года, в 1864 году последовал штурм Чимкента отрядом генерала Черняева, "который также принадлежал Кокандскому ханству". Действительно, власть, контроль Кокандского ханства в тот период распространялась и на указанные территории. Принципиальным является даже не этнический состав населения этих территорий, а политический параметр, территориальная принадлежность в плане государственности. Г.Хидоятов отрицает государственность у кочевых казахов до 1920-1930-х годов:

"Казахского ханства никогда не существовало и не могло существовать. Казахи до 30 годов ХХ в. вели кочевой образ жизни, а у кочевников государственности не было, да и не могло быть. В 1920 г. казахи числились в составе Киргизской АССР, входившей в состав РСФСР. В 1925 г. была образована Казахская АССР в составе РСФСР и лишь в 1936 г. было объявлено о создании Казахской ССР со своим государственным аппаратом. До Х1Х в. Казахи проживали на территориях, принадлежавших Кокандскому ханству, Бухарскому эмирату и Хивинскому ханству. В ХУ11 в. были образованы три крупных родоплеменных объединения – жузы, но дальше этого объединение казахов не пошло. Они считались подданными этих ханств, а после завоевания их территорий стали подданными Российской империи, причем не вполне полноценными. О каком ханстве можно говорить?"

Кроме того, по мнению автора, основатели Казахского ханства Джанибек и Кирей не были казахами: "Ведь, всем ученым, имеющим отношение к истории нашего региона, известно, что ни тот, ни другой не имели никакого отношения к казахам, а были этническими узбеками, и вся их деятельность была связана с историей узбекского народа и Узбекистана" .

Историки Казахстана доктора исторических наук К.Жумагулов и Н.Нуртазина в ответ статье Г.Хидоятова, изобилующей ярлыками "лжеисторики", "дилетанты", "вранье", публикуют сдержанный, критический анализ основных тезисов узбекского автора. Историки Казахстана отмечают:

"При этом одним из больших издержек теоретико-методологического плана следует считать изоляцию и местнический подход к многообразной истории единой Центральной Азии, не всегда оправданную этнизацию его богатого культурного наследия … В целом, кочевая государственность отличается от классического типа государства оседло-земледельческих народов и – с определенной точки зрения – имеет черты незавершенности и архаизма… Порой эти термины могли выражать принадлежность к широкой этно-политической общности ("узбек") или имели социальное значение ("казах"), и только в связи с миграциями и бурными изменениями в политической жизни они трансформировались в этнополитонимы…

Что касается казахско-узбекских отношений конца XV-XVI вв., то было бы не совсем верно представлять борьбу казахских правителей с Шайбанидами как межэтническое противостояние" .

В войнах истории пост- советского периода четко выражено стремление авторов как можно более удревнить этнополитическую историю своего этноса. При этом, историки остаются далеки от политического понимания нации, продолжая как и масса населения отождествлять этнос и нацию. Это проявляется в своего рода "соревновании" чей этнос более древнее.

Так, кыргызский автор М.Эшалиев 10 ноября 2011 года опубликовал статью, в которой утверждается, что кыргызская нация выступает на исторической арене уже в I веке н.э (!): В последнее время мы очень часто говорим о распространении положительного имиджа Кыргызстана в мировом сообществе, однако при этом часто забываем, что наша древнейшая история – это и есть положительный имидж.

"Из приведенных в данной статье исторических документов западных исследователей и ученых (хотел бы особо подчеркнуть, что не кыргызских) наглядно видно, что кыргызы имели свою государственность еще в I-IX веках н.э. в Урало-Алтайском регионе. К примеру, монголы появились в VIII веке н.э., Киевская Русь образовалась в IX веке. Это значит, что мы, кыргызы, самая древняя нация в Центральной Азии с древнейшей историей, культурой, обычаями и традициями".

Еще дальше, чем дипломат М.Эшалиев в удревнении кыргызов идет другой кыргызский автор – доктор филологических наук, профессор А.Бекбалаев. В 2011 году он публикует серию статей "Аттила – предок кыргызов". Согласно исследованиям востоковедов, тюркологов (Г.Ф. Миллер, В.В. Радлов, А.Н. Бернштам и др.) тянь-шаньские кыргызы пришли на территорию современного Кыргызыстана с верховьев Енисея в XII–XIII вв. По мнению А.Бекбалаева миграция кыргызов началась не в XII–XIII веках н.э., а на тысячелетие раньше – в II в.н.э. до VII веках н.э. Основной тезис кыргызского автора следующий:

"В сущности, мы согласны с последней гипотезой о смешанном характере происхождения кыргызского народа, но лишь с одной оговоркой: такое смешение происходило не в "первой половине II тысячелетия н.э.", а намного ранее, в VII–VIII вв.н.э. И перемещение кыргызов с Алтая на территорию современного Кыргызстана происходило не напрямую, т.е. по непосредственной дороге переселения с Алтая на Тянь-шань, а в окружную, через Европу, и, причем, длилось данное переселение целых пять веков, а именно, со II в.н.э. до VII в.н.э.".

Кыргызский филолог А.Бекбалаев в качестве одного из ключевых источников использует фольклор, устные предания. По его мнению, в истории кыргызов начальный этап составляет по его терминологии т.н. "гуннокыргызский период". Он пишет: "Конечно, не во всех имеющихся санжыра сказывается о гуннах или гуннокыргызах, ведь для этого надо уходить на 2000 лет и более в древнюю историю кыргызских племен и родов. Но и в тех санжыра, где такой принцип "повествование с издревле" сохраняется, в обязательном порядке рассказывается об Атылакане (Аттила-хане)".

Каков вывод автора?

"Таким образом, на основе кыргызских санжыра и летописных исторических сведений историк-исследователь О. Айтымбет однозначно отождествляет в своей фундаментальной многотомной работе "Кара кыргыз" (один из вариантов перевода: "могущественные кыргызы") древних кыргызов с гуннами, считая их одним и тем же народом, а, следовательно, Аттилу (Адил батыра) – однозначно древним кыргызом (прямым предком современных кыргызов)"

Ирредентистские идеи популярных книг и статей в духе "альтернативной истории" подчас могут трансформироваться в политику, примером чего являются узбекско-таджикские отношения. Достаточно вспомнить заявление 2010 года президента Таджикистана Эмомоли Рахмона о намерении вернуть Бухару и Самарканд.

В целом, следует признать, что войны историй в Центральной Азии обусловлены несформированностью гражданского общества в государствах региона, преобладанием этнического понимания нации среди населения включая большинство исследователей, попытками обосновать исторические, этно-исторические права на территории. При этом, генераторы этно-исторических мифов, концепций не берут в расчет, что этносы и нации – разные по содержанию общности, большинство государственных границ в современном мире не совпадает с этническими границами расселения тех или иных этносов, групп, территориальная целостность государств, границ – базовый, нерушимый принцип системы международных отношений. Наличие взаимных диаспор не препятствует и даже может способствовать, как дополнительный ресурс, развитию плодотворных, добрососедских отношений между государствами.

 АЦ "Наше Дело"

: 0

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Последние новости
Из-за незаконных действий следователя невиновная женщина отсидела в тюрьме больше года
Сегодня, 18:28
В Москве на TikTok-блогера из Кыргызстана напали земляки
Сегодня, 18:27
Эдиля Байсалова попросили заниматься социальными вопросами, а не политикой
Сегодня, 18:26
В гостинице «Ак-Кеме» снова откроют обсервацию для медиков
Сегодня, 16:16
Эдиль Байсалов и Дастан Бекешев выясняют отношения в ЖК
Сегодня, 13:21
Членов временного правительства продолжают допрашивать по ошской трагедии 2010 года
Сегодня, 13:19
Кабмин назначит компенсации жертвам политических и религиозных репрессий
Сегодня, 13:17
Не осталось не сидевших политиков, - Байсалов вступился за кандидата в министры цифровизации
Сегодня, 13:16
В Баткене дети называют своим президентом Шавката Мирзиеева - беспокоится депутатка
Сегодня, 13:13
Активисты выступают против строительства на Иссык-Куле города Асмана
Сегодня, 13:12
Обострилась борьба за сферы влияния в высших эшелонах власти...
Вчера, 19:22
Мэрия Бишкека разработала положение о порядке сноса старых зданий
Вчера, 19:20
Сеид Атамбаев предложил пересмотреть тарифную политику частных распредкомпаний
Вчера, 19:16
Повторные выборы. Аида Салянова снова хочет быть депутатом
Вчера, 19:15
Нам помогает бог! Министр энергетики о теплой зиме во время маловодного периода
Вчера, 19:13
В городе Ош повесился чемпион страны по грэпплингу Манас Эркул уулу
Вчера, 19:12
В 2021 году самый высокий рост цен среди стран ЕАЭС зафиксирован в Кыргызстане
Вчера, 16:24
Новый закон против экстремизма может привести к закрытию СМИ, критикующих власти
Вчера, 11:55
В Бишкеке на карантин закрыты 16 школ и 1 детсад
Вчера, 11:33
«Я не могу приказать освободить ни одного оппозиционера" - уверяет Садыр Жапаров
Вчера, 09:17
Садыр Жапаров рассказал, как будут строить город Асман
Вчера, 09:15
Дело разыскиваемого экс-главы Госфиннадзора Юруслана Тойчубекова прекращено
Вчера, 09:13
Я не захватывал банки. Адахан Мадумаров ответил Садыру Жапарову
Вчера, 09:00
По подозрению в коррупции задержан председатель Таможенной службы
Вчера, 08:58
Жертву пыток поместили на принудительное лечение
Вчера, 08:56
За негативный комментарий в соцсетях про Жээнбекова бишкекчанин оштрафован на 100 тысяч сомов
17-01-2022, 16:05
Азимбека Бекназарова вызвали на допрос по Ошским событиям 2010 года
17-01-2022, 15:57
Ранее разыскиваемый Нурлан Сулайманов замечен на заседании кабмина
17-01-2022, 15:55
Депутат Исхак Масалиев вступился за Орозайым Нарматову
17-01-2022, 15:52
В Кыргызстане отменили крещенские купания
17-01-2022, 15:49
Белый Парус в Яндекс Новостях
У соседей
Казахский парламент одобрил лишение Назарбаева части пожизненных полномочий
Сегодня, 16:20
Узбекистан обошел США и Россию в Индексе экономической свободы
Сегодня, 13:26
"У семьи Назарбаева еще ничего не отобрали", - Орда.kz
Сегодня, 09:37
Жириновский: обрадовался, что Назарбаев "воскрес"
Сегодня, 09:20
«Новая газета» о Назарбаеве и Токаеве: В битве побеждает пока тот, кто...
Сегодня, 08:24
В Узбекистане начато производство беспилотников
Вчера, 14:09
Дарига Назарбаева до конца января будет в отпуске без содержания
Вчера, 09:22
The Guardian: Назарбаев и Токаев ведут ожесточенные переговоры
Вчера, 09:19
В Туркменистане неплательщики алиментов должны сдавать кровь
17-01-2022, 16:35
Журналист рассказал о "самом загадочном" моменте казахских бунтов
17-01-2022, 11:26
Как блокируют связь в Казахстане
17-01-2022, 10:29
Погромами в Алма-Ате "рулил" подполковник Гарбузюк?
17-01-2022, 10:26
Мировые новости
Белый Парус на Facebook

Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп с 17 по 23 января 2022 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в Еженедельном общем

Подробнее »


Термо Дом Tehnoinvest Махаля
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru