Интергласс
Белый Парус
Чингиз Айтматов и философское восприятие мира
Автор - Калыс Ишимканов    1-05-2018, 06:30

- Как я стал философом? Это произошло совершенно случайно. В нашей семье высоко ценили кыргызскую литературу, поэзию, песни, с большим интересом относились к национальной духовной культуре, как и в любом кыргызском аиле. Поэтому с раннего детства я мечтал стать поэтом, писателем, так как в моем представлении это была единственная возможность стать культурным человеком. Тем более, что все окружавшее меня к этому располагало.

Я воспитывался у бабушки, которая была кладезем кыргызских сказок, стихов, преданий. Я слушал и впитывал их в себя с самого детства. Красота окружавшей природы вдохновляла на сочинение стихов, способствовала развитию поэтического восприятия мира. Мы жили на берегу реки Чуй. Вокруг были лесополосы, они были полны ягод, весной цвела черемуха, боярка, жасмин, ежевика - красота изумительная. Чуй, рядом Ала-Арча, здесь я с малых лет научился плавать. Аил наш раньше назывался по имени моего предка Баястан. Летовали мои предки между Аламудуном и Ала-Арчой, а в остальное время жили на берегу реки Чуй. Тогда я не знал, где можно выучиться на писателя, на поэта, на историка но знал, что в Москве есть университет. Поэтому, посоветовавшись со старшими товарищами, решил поступать именно туда, правда, не зная, на какой факультет. Исходя из термина “университет”, мне казалось, что я смогу получить в университете универсальное образование, научиться всему. Когда мы заканчивали школу, в газете появилось объявление о том, что в МГУ есть философский факультет.

Меня очень заинтересовало слово “философия”, впрочем не только меня, но и всех моих одноклассников. Само слово звучало непривычно, так как в то время мы никакого представления о философии не имели. Стали расспрашивать своих учителей, а наши учителя, оказывается, тоже не особенно много знали о философии. Тогда решили обратиться к самому большому авторитету в школе - учителю обществоведения. Она дала нам такое представление: философия - это наука о мире вообще, в ней вед титанами человеческой мысли. Учебников было мало, и мы, главным образом, занимались по первоисточникам. Разумеется, эти занятия оказали на мое сознание огромное влияние. - До поступления в университет я был глубоко включен в русскую и кыргызскую духовную культуру, потом это имело для меня колоссальное значение в освоении сложнейших текстов Канта, Гегеля, Руссо, французских материалистов. Я думаю, что в Баястане, где я вырос, была по-своему высокая культура.

Что я имею в виду? Еще когда я учился в начальных классах, родная бабушка Шалипа –Апа приобщила меня к великому эпосу Манас. У нас была большая книга - сборник кыргыгзских эпосов. Эти произведения обычно проходили в 9-10 классах. Я же их, по существу, знал “на зубок”, когда учился еще в 4-5 классах. Бабушка очень любила кыргыгзский эпос, кыргыгзскую культуру, поэзию, и когда приходили гости, старики, она просила, чтобы я что-нибудь почитал, ей это было очень приятно. Сначала я читал вслух, увлекался, мне самому было интересно. Затем стал не только свободно читать, но и выучил их наизусть. До сих пор я все их помню: «Эр-Тоштук», «Курманбек», «Кожожаш», «Жаныш, Байыш», «Кедейкан». Тогда еще не были запрещены кыргызские национальные игры, запрет на них установили позже. А на самом деле, старые кыргызские игры были очень развивающими, и все мы в детстве играли в эти игры. Много было разных национальных игр, и все они сопровождались песнями, стихами. Если в селе случалось какое-нибудь торжество, праздник, родился ребенок, свадьба, без всякого приглашения весь аил там собирался. Надо было обязательно спеть, сплясать, что-то продекламировать - была такая духовная культура. Если ты не умеешь играть на комузе, не можешь продекламировать стихотворение, не споешь песню - ты ущербный. Была такая общая обстановка, поэтому все, включая самых безголосых, учили песни, иначе на тебя ни одна девушка не обратит внимания.

Несомненно, исключительно важным для моего духовного развития явилось знакомство с произведениями Айтматова. Зная фольклор, народные песни, эпосы, кыргызские сказки, кроме того, школьные предметы, я, как мне кажется, уже был готов к восприятию литературы Айтматова. Разумеется, его философию, глубочайшие мысли я не понимал, но Айтматов меня поразил своей удивительной поэзией, прекрасными рассказами. И действительно, для становления моей духовной культуры встреча с Айтматовым имела огромное значение. Многое из того, что было прочитано мною в детстве, я до сих пор знаю наизусть.

Приобщение к Айтматову в какой-то мере синтезировало мой духовный багаж и послужило категориальной основой для дальнейшего восприятия и систематического освоения текстов Платона, Аристотеля, Гегеля. Дело в том, что я до сих пор нахожу очень много общего между текстами Айтматова и Гегеля, между Айтматовым и мыслями Платона, между Айтматовым и мировой художественной культурой, не говоря уже о великой русской культуре. Как я сейчас понимаю, я не был “чистым листом”, когда приступил к занятиям философией, а был уже подготовлен духовно и не только благодаря полученному образованию, знанию физики, химии, математики, географии.

Мы изучали, например, классиков как руссской так и кыргызской литературы и поэзии. Но только все это вместе взятое и особенно Айтматов подготовили меня к восприятию мировой духовной культуры. Следовательно, моя глубокая включенность в русскую и кыргызскую духовную культуру послужила базой и основой для дальнейшего углубленного изучения сложнейших текстов мировой и европейской культуры.

Я сторонник того, чтобы в ходе учебного процесса дети осваивали не только учебники, но как можно раньше приобщались к русской и мировой классике или хотя бы к своей национальной классике. Почему я так высоко оцениваю национальную культуру? Потому что она близка и доступна, к ее восприятию мы готовы уже с самого рождения и впитываем ее с молоком матери. Если человек хорошо освоил свою национальную культуру, включился в ее категориальный строй, мышление этой культуры, если он умеет воспринимать красоту, человечность, я думаю, это и будет для него той широкой базой, тем категориальным каркасом, способствующим адекватному восприятию всей мировой культуры.

Поэтому я считаю, что национальная и мировая культура взаимно дополняют друг друга, точно также как национальный язык и другие языки мира, ведь человеческие мысли интернациональны. Человек, который не включен в свою национальную культуру как первичное, не сможет воспринять и усвоить другую культуру. Национальная культура ближе, понятнее, она та естественная среда, в которую человек включен с рождения, с ее помощью он будет воспринимать все, созданное человечеством, и воспринимать будет активно - не зазубривать, а понимать. Знание кыргызской и русской культуры дало мне возможность понимать, а не просто зазубривать некоторые кардинальные философские мысли, помогло приобщиться к прекрасному и было по существу той моделью билингвизма, благодаря которой я стал постигать мировую культуру. И я должен повторить, действительно, я не с трудом ее воспринимал.

Когда я читал Платона, Аристотеля, то меня это трогало, увлекало, расширяло мое мышление и чувства, это не было для меня чем-то чуждым. Белинский, Чернышевский, Герцен, Огарев. очень близки к кырыгзской национальной литературе. Русская поэзия - Пушкин, Лермонтов - воспринимаются с ходу, потому что многое уже есть у Алыкула Осмонова, в его переводах. Даже когда я стал читать философов - Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозу, Канта, Гегеля - они для меня тоже не были чужды. Таким образом, из лона своей культуры я никуда не уходил, я воспринимал и русскую, и мировую культуру, оставаясь кыргызом. Я воспринимал их активно, благодаря наличию определенной духовной структуры, через которую я мог воспринимать.

Таким образом, мое раннее приобщение к кыргызской культуре дало мне возможность понять более сложные общечеловеческие структуры культуры. После того как я стал читать работы Платона, Гегеля, Канта, я и к самому Айтматову стал относиться совершенно по-другому. Мне кажется, что приобщение к мировой духовной культуре дает возможность понять Айтматова гораздо глубже. Массу понятий, интереснейших идей, которых многие люди, даже специалисты по Айтматову могут не видеть, я сейчас ясно вижу. Айтматов - философ, писатель, впервые открывший понятие отчуждения на кыргызской земле, поставленная Айтматовым проблема знания, его понимание проблемы целостности - серьезные ступени в становлении духовного сознания человека. Айтматов выступает как величайший мыслитель, очень близкий и современный нам благодаря тем проблемам, которые он поднимает. Это говорит о том, что надо многократно осмысливать Айтматова, потому что Айтматов как всякий истинный гений не локален, он бесконечен. Его можно каждый раз по- новому прочитывать и осмысливать по мере развития духовной культуры.

Я всегда рекомендовал айтматоведам для более глубокого понимания самого Айтматова читать не только его произведения, но обращаться ко всей мировой культуре. Со времени формирования современной цивилизации она кроме всего прочего выдвинула новый подход, гипертрофировала новое отношение - отношение полезности. Например, нас интересует, какую пользу приносит тот или иной вид техники, лекарства, пищи, удобрения? И зачастую этот подход и отношение мы переносим и на духовную культуру, а затем оказываемся в очень затруднительном положении, поскольку у человека, узко воспринимающего понятие полезности, создается впечатление, что от философов, поэтов или композиторов нет никакой пользы.

Совершенно ясно и понятно, что агроном как и инженер, конструктор, рабочий, комбайнер или чабан - очень полезные специалисты. В этом никто не сомневается. Что же касается поэтов, философов особенно в такое трудное переломное время, их необходимость у некоторых людей вызывает сомнение. Сейчас мы активно развиваем рыночные отношения, проводим экономические реформы, процесс сопровождается падением уровня производства, ростом инфляции, ухудшением условий жизни. До поэзии ли, до большой философии ли, категориальных уровней и т.д.? Подобный вопрос вполне может возникнуть.

И очень часто, особенно какому-нибудь чиновнику из Белого дома довольно- таки нелегко доказать полезность и необходимость людей философии и культуры вообще. По моему мнению, истинное значение и назначение философии испокон веков особенно ярко проявлялось именно в переходное время. В обычное, относительно ровное и спокойное время все известно, все более или менее расписано. Расписано и указано либо религией, либо каким-нибудь идеологическим течением, как это было в недавнем прошлом в нашей стране. В ситуации же переломного времени, когда происходит крушение старых идеалов, человеческих ценностей, когда стоит вопрос о том, что человек может вообще потерять самого себя, погрязнуть в решении ежедневных проблем (хотя это и необходимо), отвернувшись от человеческой сути, - именно в это время человеку особенно нужны и категория красоты, и понятие человечности, и логическое мышление, и разум.

Все это нужно в наше время, когда разрабатывется Стратегия – 2040. Перед человеком в таких условиях особенно злободневно стоит вопрос, как остаться человеком, как сохранить самого себя, как бороться с бесконечной лавиной повседневности. Я думаю, что в этот период, чтобы не затеряться в изломах, человеку особенно необходимы культура, философия, поэзия, музыка, стихи. Это может звучать парадоксально, но иного пути Кыргызстан не знает. Только великие универсальные ценности дают человеку силы быть самим собой, оставаться человеком, не потерять свое достоинство, человечность, что является важнейшим условием реализации «Стратегии устойчивого развития». Кризис определенных ценностей, кризис одного образа жизни, одного способа понимания не является кризисом красоты вообще, кризисом ценностей вообще, кризисом мышления вообще. Это есть уход от одной формы понимания другой, новой.

Вот, например, у нас раньше был один образ жизни, при котором государство о нас заботилось, мы должны были только трудиться, а о завтрашнем дне и о будущем должен был думать кто-то другой. Там в верхах, сидящие на политическом Олимпе, все заранее для нас расписывали, обо всем за нас подумали и т.д. В настоящий момент при переходе к рынку приходится изменять старую психологию и создавать новое мироотношение, проявлять социально-творческую активность, самодеятельность, индивидуальность, сценарное мышление. Теперь за свою жизнь и будущее справедливое чистое общество «Таза Коом» человек отвечает сам.

Однако, важно понять, что в истории такие коренные изменения происходили многократно, когда на смену старому, отжившему мировоззрению приходило новое, - так было и в период крушения Великого кыргызского каганата, Монгольского нашествия, Кокандского ханства, Своетской империи. Человечество в своей истории пережило массу трагедий и через все эти трагедии, трудности, крушения выходило еще более окрепшим. Без этого не может быть никакого прогресса.

Из любых самых тяжелых ситуаций Кыргызстан находил выход, и в этом ему всегда помогала философия, кочевников высокий полет мышления, поэзия и т.д. Разумеется, это не происходит быстро, а решить и преодолеть все эти проблемы сможет человек, наделенный мыслями, высокой степенью разума, чувствующий красоту и остающийся в любой ситуации на нравственных позициях. Только такой человек может с честью выйти из любого кризиса и трудностей переходного периода.

Поэтому я уверен, что именно в переломные исторические моменты роль философии, вообще возрастает и оказывает огромное влияние на людей и умы, вносит свою неоценимую лепту в выход из кризисного состояния, общества. Человек - это такое существо, которое ко всему, что он делает, подходит посредством мысли, с позиции разума. Для всех гениев, начиная с Декарта или даже с Платона, главным в любой науке и научной деятельности является метод, правильная постановка вопроса.

Одним из универсальных методов наряду с частными научными методами является метод диалектики, метод диалектической логики. Еще со времени Канта, Гегеля, Спинозы крупнейшие ученые в нашей стране и за рубежом доказывали выдающееся значение диалектического метода в развитии науки. Например, в начале XX века в связи с открытием радиоактивности в классической физике, опиравшейся на принципы причинности, произошел кризис, люди поняли, что традиционный принцип причинности попросту не работал в микроявлениях. Масса людей стали выступать против физики, против науки вообще, говорили о том, что закон теперь не работает и отныне все основы науки размыты, наука должна быть выброшена на помойку. Но физики в лице великих ее представителей - Эйнштейна, Бора, академика Фока, - доказали, что произошло крушение не причинности вообще, а одной из форм причинности, крушение не материи вообще, а одной из ее форм.

Таким образом, более универсальной, более глубокой формой причинности является вероятностная причинность. Точно также в общественных системах при отсутствии диалектического понимания мы, увидев крушение одной причинностной формы, можем посчитать, что всему вообще пришел конец, от всего надо отказаться. Так неоднократно происходило в истории человечества, вот почему метод имеет такое огромное значение. Единственный, по-моему, метод, постоянно требующий учитывания противоречия, развития, предлагающий совершенно иное понимание причинных отношений и понятий вообще - это диалектический метод, диалектическая логика.

В авторитарное время многие “философы”, не понимая сущность диалектической логики, неоднократно нападали на советских диалектиков - Ильенкова, Копнина, в том числе, обвиняя их в идеализме, хотя они ими никогда не были. Осуждали Копнина, Ильенкова, и нашего отечественного философа Асеина Исмаилова, меня критиковали как идеалиста, Все это говорит о том, что люди не диалектически, примитивно понимали филосифию, понимали его жестко, механистически. Напротив, должный уровень понимания диалектики, осмысление диалектики как логики дает возможность более широко и глубоко понять все процессы, происходившие в современном кыргызском обществе.

Теперь возьмем науку, даже саму логику. Говорят, японцы стали интересоваться диалектической логикой в целях создания вычислительных машин следующего пятого-шестого поколения, которые бы приближались к возможностям человеческого мышления, а для того чтобы возможности машины приблизились к человеческому мышлению, она должна выносить противоречия, уметь их разрешать и допускать. Вот это и есть высшее достижение человеческого разума.

Таким образом, диалектика, понимаемая как диалектическая логика, и есть высшая ценность, высший метод, открытый человечеством. Диалектику необходимо держать на уровне мировой культуры, ибо она будет проявлять себя со всей полнотой только если находится на уровне мировой культуры. Для этого мы должны постоянно приобщаться к великим диалектикам - Канту, Гегелю и другим, иначе саму диалектику можно просто формализовать, превратить в пустую фразу. Ее нужно понимать конкретно, глубоко, как результат, как вывод, итог всей истории человеческого познания, всей духовной культуры. Только тогда она понимается как подлинный метод, а не какая-нибудь примитивная отмычка или частная схема. Поэтому в моей сегодняшней преподавательской деятельности я по мере возможностей при решении наших кардинальных общественных проблем пытаюсь отстаивать важные, на мой взгляд, положения, используя мой опыт учителя, ученого- философа.

При этом я думаю, что понимание диалектики, диалектической логики - это мое несомненное преимущество. В парламентской деятельности страны очень часто бывают споры, дискуссии. Была, например, глупая попытка противопоставить национальную государственность гражданскому обществу. Также шли серьезные споры по вопросу о языках. Горячие споры идут и по поводу арестованного в Казахстане кыргызского депутата Асылбек уулу Дамирбека, наши законодатели Алмазбек Баатырбеков, Тазабек Икрамов а так же Федерация спортивной борьбы Кыргызстана делают весьма странные заявления выводы и умозаключения. Можно себя представить как смеется весь цивилизованный мир над нищетой философии кыргызских законодателей.

Зачастую наши депутаты при отстаивании своей позиции противопоставляют то, что противопоставлять нельзя. И поэтому, мне кажется, в решении подобных сложных вопросов должна помогать логика вообще и, главным образом, диалектика. И в жизни мы сталкиваемся с массой таких вопросов, как например, понятие национального и интернационального. Национальное и интернациональное - это две диалектические стороны одного и того же, в свое время их метафизически противопоставляли, то есть рассматривали интернациональное как ненациональное, что являлось в высшей степени искажением.

В нашей кыргызской истории мы очень часто были за диалектику лишь на словах, а по существу, в реальной жизни происходило абстрактное противопоставление, преувеличивание одной стороны за счет зажима другой. То есть можно было бы привести много примеров, когда нарушался подлинно диалектический подход, когда на деле логики и диалектики не было, они были лишь на словах. Такое негативное отношение, к диалектической логике, диалектике в нашей отечесвенной истории объясняется несовместимостью диалектики, истинно диалектического подхода с перекосами, с односторонней, механической, грубой политикой, которая проводилась в бакиевское время. 

Такая философия у нас есть. Ее предпосылками являются: идея о диалектике мира повседневности, идея единства национального, патриотического и общечеловеческого, получившие философское оформление в произведениях нашего великого соотечественника Чингиза Айтматова.

Продолжение следует...

Калыс Ишимканов



: 0

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОММЕНТАРИЕВ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной розни.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в форуме политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

Последние новости
ПРОДАЮ 1-комн квартиру Исанова-Фрунзе. НЕДОРОГО!
Вчера, 19:45
САНТЕХНИКА, ЭЛЕКТРИКА, другие работы по дому. Качественно
Вчера, 19:45
Южная часть Бишкека останется без холодной и горячей воды 19 февраля
Вчера, 19:05
Как кыргызские чиновники прожирают бюджет
Вчера, 16:39
Попавшая в ДТП стилист Асель Мамбеткалиева находится в коме
Вчера, 16:35
Уроженец Узгенского района с подельниками похитили человека и вымогали $20 тысяч
Вчера, 16:24
За год Нацбанк разбазарил $21 млн международных резервов
Вчера, 13:03
Скоро придем в Жогорку Кенеш и потребуем убрать 10 депутатов, на которых есть уголовные дела, - Т.Тургуналиев
Вчера, 12:59
И никакой коррупции! Каныбека Осмоналиева оправдали "за отсутствием состава преступления"
Вчера, 12:51
ЕАБР ожидает ослабления нацвалют, в том числе и в Кыргызстане
Вчера, 10:49
ГКНБ: Пресечена преступная группа во главе с действующим сотрудником МВД КР
Вчера, 09:20
Шестнадцать офицеров подали в суд на Финполицию за незаконное увольнение
16-02-2019, 16:54
Судью Кара-Суйского района поймали на взятке. И оправдали за отсутствием состава преступления нет
16-02-2019, 16:53
Майор милиции подбрасывал наркотики и вымогал деньги
16-02-2019, 16:50
Moody’s: Экономика Кыргызстана уязвима перед добычей золота и переводами денег
16-02-2019, 16:49
Управление делами президента КР отобрало здание у Союза архитекторов: там будет институт Манаса и Айтматова
16-02-2019, 11:04
Бекназаров и Ко за эфир на "Апреле" готов отозвать иск по интервью Атамбаева
16-02-2019, 11:00
В кокпаре отказались от тайказана. Зреет конфликт между федерациям Казахстана и Кыргызстана
16-02-2019, 10:55
В Джалал-Абаде 16-летний подросток пытался покончить с собой
16-02-2019, 10:51
За пакеты и пластик на Иссык-Куле могут ввести крупные штрафы
16-02-2019, 10:50
Верховный суд не желает отчитываться перед депутатами
16-02-2019, 10:39
СДПК: поправки в законодательство, направленные против экс-президента, противоречат Конституции
15-02-2019, 17:46
В Кыргызстане осужденные главари террористических групп продолжают управлять своими ячейками из тюрем, - исследование
15-02-2019, 17:21
Бывший директор «Вечернего Бишкека» Божокоев заявил, что его незаконно обвиняют в причинении имущественного ущерба
15-02-2019, 17:18
Министры экономики, образования и здравоохранения получили выговоры
15-02-2019, 17:13
В досрочном освобождении неизлечимо больного Мурата Суталинова суд отказал
15-02-2019, 17:11
Из-за внутренних проблем и неорганизованности Кыргызстан не может потратить деньги инвесторов
15-02-2019, 13:05
Сотрудника MegaCom подозревают в хищении трафика мобильных операторов
15-02-2019, 13:02
Члены кабмина играют в телефоне на заседании правительства
15-02-2019, 13:00
Генпрокурор: Экс-министр финансов Ольга Лаврова находится в Бишкеке
15-02-2019, 11:21
Белый Парус в Яндекс Новостях
У соседей
В Казахстане подросток спас из горящего дома двух детей
Вчера, 19:49
В Узбекистане предлагают сделать брачные контракты обязательными
Вчера, 19:48
Школьниц в Таджикистане больше не будут привлекать для встреч высоких гостей?
Вчера, 16:42
В Узбекистане на высохшем дне Аральского моря посадят лес
Вчера, 16:26
В Казахстане задержанный полицией активист выпрыгнул из окна третьего этажа
Вчера, 09:14
Бердымухамедов открывает приют для бездомных животных
Вчера, 09:12
Два узбекистанца погибли в результате массовой драки соотечественников в Москве
Вчера, 09:10
Стали известны подробности убийства 15-летней школьницы в Ташкенте
16-02-2019, 10:30
Узбекистан планирует купить ценные бумаги Казначейства США
16-02-2019, 10:28
94-летнего пенсионера осудили за убийство в Костанайской области
16-02-2019, 10:26
Президент Назарбаев имеет право на отставку, - Конституционный совет РК
16-02-2019, 10:25
Суд Швеции оправдал экс-главу Telia по делу о коррупции в Узбекистане
16-02-2019, 10:22
Мировые новости
Лавров поставил на место американского журналиста, вызвав взрыв смеха
Вчера, 19:53
Союзная интеграция после Сочи: осторожный оптимизм
Вчера, 16:34
Трамп призвал страны Европы забрать захваченных в Сирии боевиков ИГ
Вчера, 12:56
Эстонцы захотели наградить умершего 10 лет назад патриарха Алексия II
Вчера, 09:41
Меган Маркл назвала профессоров Британии «бледными и несвежими» и потребовала заменить их на чернокожих
Вчера, 09:37
Студент из Великобритании нашел странный золотой шар на пляже
Вчера, 09:32
Трамп не поверил разведке США, а поверил Путину
Вчера, 09:29
Посольство отреагировало на появление российского флага на соборе в Солсбери
Вчера, 09:27
Премьер Польши отказался ехать в Израиль после слов Нетаньяху о Второй мировой
Вчера, 09:25
Трамп номинирован на Нобелевскую премию мира
17-02-2019, 18:24
Знатоки-прохиндеи. Друзя и Бера отстранили от участия в рос-телепрограммах
16-02-2019, 11:41
В Москве арестован и обвинен в мошенничестве американский "инвестор" Майкл Калви
16-02-2019, 11:39
Белый Парус на Facebook

Интергласс-Строй
Гороскоп

На эту неделю с 18 по 24 февраля. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в Еженедельном общем гороскопе.

Подробнее »


Термо Дом Tehnoinvest Махаля
Курсы валют НБКР
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru